Peoples.RU
 
a б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я | a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

 

 
/images/pixel.gif


Александр Левенбук

Alexander Levenbuk

( .... )
Россия (russia)

Достаточно произнести слово “Радионяня”, и в памяти мгновенно всплывают имена двух Александров - Левенбука и Лившица. На пару они обучали детей 60-70-80-х правописанию, математике и хорошим манерам, перемежая свои нескучные уроки песнями известных композиторов.

Автор: Марина Марголина

Сайт: MigNews.COM

Статья: Александр Левенбук об идише, театре и положительных героях
Дата публикации: 13.12.2007


Сейчас “Радионяня” издана на компакт-дисках и учит уже современных детей. Александр Лившиц уехал в Америку. А народный артист России Александр Левенбук руководит Московским еврейским театром “Шалом”. На Новый год Александр Левенбук и “Шалом” приедут в Израиль, для наших зрителей они привезут два спектакля: детям - “Ну, погоди!”, а взрослым - “Фаршированную рыбу с гарниром - 2”.

- Александр Семенович, уже второй спектакль вашего театра называется “Фаршированная рыба с гарниром”. Любите это блюдо?

- Очень! Если, конечно, рыба хорошо приготовлена. Обидно, когда такое блюдо готовят плохо, просто обидно. К сожалению, на разных презентациях это частенько случается. Зато у нас в театре есть настоящие мастера по приготовлению фаршированной рыбы.

- Можно ли сказать, что российский еврейский театр “Шалом” - преемник ГОСЕТа Соломона Михоэлса? Или это принципиально новый театр?

- Нам бы хотелось считаться преемниками ГОСЕТа, а получается это у нас или нет - вопрос сложный и отвечать на него должен не я, а зрители и критики. Мы изучали традиции постановок Михоэлса, видели фрагменты его спектаклей. Но, вместе с тем, мы не можем быть такими же, как ГОСЕТ. Уже очень-очень много лет прошло со времен ГОСЕТа. Основой спектаклей Михоэлса всегда было еврейское местечко. Сегодня еврейского местечка уже нет. Большинство современных евреев его не только не видели, но и не слышали о нем и не читали. Поэтому у нас местечка как такового нет в спектаклях, есть стилизация под него. Другое отличие от театра Михоэлса - мы играем на русском языке, а у него играли на идише, которого сегодняшние евреи не знают. Даже самые известные слова на идише мы употребляем очень осторожно - потому что когда на афише написано “Шлемазл”, то через одного люди спрашивают: “А что это такое?”

- Вам грустно от того, что идиш уходит из еврейских театров?

- Когда я спросил у Феликса Канделя 20 лет назад, вставлять ли в спектакли реплики на идише, он сказал: “Вы с ума сошли! В этот момент зритель будет сидеть и думать, что он полный идиот, потому что ничего не понимает!” И он оказался прав. До нас “Шалом” действительно был еврейским драматическим театром, в котором спектакли шли на идише. Рекорд посещаемости был - семь человек, которые почему-то все время разговаривали. Оказалось, что среди них только один знал идиш и переводил остальным. Конечно, для еврейской культуры уход идиша - это минус. Но для еврейского театра это, как бы парадоксально и крамольно это ни звучало, - плюс. Театр становится вровень с другими театрами, он вынужден конкурировать с ними, бороться за зрителя. А это театру только на пользу, это только поднимает его уровень. Я бывал в театрах, играющих на идише. Я выходил курить каждые две минуты - так мне было стыдно. А еврейский театр, играющий, в частности, на русском языке, - это совсем не плохо, потому что он доставляет удовольствие всем, а не только тем немногим евреям, которые знают идиш.

- Государство вмешивается в ваш репертуар? Существует ли цензура в современной России?

- Отсутствует, и в этом наше большое счастье. Я, человек, выросший в советское время, до сих пор не могу в это поверить! Никто не визирует пьесу, которую мы решили ставить, и никто не принимает спектакли, которые мы выпускаем. Кроме, пожалуй, одного детского спектакля, на который нам дали грант - действительно серьезные деньги, покрывшие абсолютно все расходы на постановку. Вот этот спектакль придут принимать.

- Как сказал один шутник, все мы немножко евреи. Именно поэтому в еврейском театре работают люди разных национальностей?

- Ну да, у нас примерно половина труппы - не евреи. В том числе есть один выходец из республики Марий Эл, есть украинцы, есть прибалтка, которая говорит, что она “приболтка”. У нас в театре - маленькая “еврейская организация объединенных наций”. И это прекрасно. Ведь общение с человеком другой национальности или другого вероисповедания дает такое огромное наслаждение! Вот у нас есть один спонсор - мусульманин. Мы с ним при встрече обнимаемся. Потому что у нас действительно существуют четкие взаимные симпатии.

- В театр ходят или на артиста, или на спектакль, или из патриотизма. Почему ходят в театр “Шалом”?

- Мы регулярно устраиваем опросы зрителей на эту тему. Из патриотизма к нам не ходят. Мало того, вы бы знали, настолько у евреев нет привычки ходить в театр, тем более - в еврейский! Некоторых своих друзей, замечательных врачей, профессоров, я иногда зову в театр по два-три года. Некоторые так и не приходят. Так что я сделал такой вывод: ходят те, кому у нас нравится. Наш постоянный зритель - это человек, который пришел в “Шалом” один раз и уже не может отсюда уйти.

- Ваш театр находится далеко не в центре Москвы, на Варшавском шоссе, он должен очень нравиться, чтобы туда регулярно ездить…

- Правительство Москвы уже приняло решение о том, чтобы переселить нас поближе к центру, построить новое здание с залом на 350 мест, с малым залом, кафе, подземным гаражом - в общем, со всеми удобствами. Но пока что подходящее место найти не могут. То, что предлагают, еще дальше от центра, чем Варшавка. Дошло до того, что Иосиф Кобзон по нашей просьбе ходил к Лужкову. Тот посмотрел бумаги и сказал: “Правильно, что подальше от центра предлагают! Поближе к Израилю!” Он, конечно, шутил. Место в центре со временем найдется.

- Есть ли в вашем театре звезды, ради которых ходят на спектакли, у которых есть свои фанаты?

- Был один такой - Артем Ткаченко. Но он уже у нас не работает, правда, просит портрет свой со стены в вестибюле не снимать. Как только он начал выходить из массовки, его тут же позвали в один фильм, потом в другой, и сегодня он - настоящая кинозвезда, известен на всю страну. Из действующих артистов звезда, правда, локального, еврейского масштаба, - Евгений Валевич. Его знают во многих странах мира, а не только в России и Израиле.

- Вам “пятый пункт”, который сравнительно недавно отменили, признайтесь честно, жить таки мешал? Именно по этой причине вы не поступили в театральный вуз?

- Да, наверное, мешал. Меня не брали ни в один театральный вуз, и в итоге я поступил в медицинский - у меня мама была врач, сестра врач. А когда потом меня увидели где-то в капустниках, предложили в “Щепку” идти сразу на второй курс. А я гордо отказался. Но потом судьба все равно толкнула на эстраду. “Пятый пункт” мешал выезжать за границу. Но к нам хорошо относились, поэтому мы хоть и с трудом, но выезжали. Нам открыто говорили: “Ребята, вот будет в какой-нибудь группе поменьше евреев, тогда вы и поедете”. И мы много раз ездили за рубеж при советской власти.

- В России это почти традиция - уход медика в искусство…

- На все есть воля Божья, я так думаю. Мы с Лившицем достаточно успешно занимались самодеятельностью в институте. У нас вообще институт был продвинутый в этом смысле - был очень хороший капустник, который мы показывали за деньги, ездили на гастроли в Ленинград. И авторы были соответствующего уровня - Арканов, потом Горин. Мы все учились в одном институте и даже на одном факультете. Перед самым окончанием мы попали на конкурс артистов эстрады, стали лауреатами и с тех пор на эстраде. Правда, вначале пытались совмещать медицину и выступления, но не получилось.

- Профессия врача так и осталась в прошлом?

- По большому счету, я никогда не расставался с медициной. Я уже в том возрасте, когда болеют часто, так что медицинские знания весьма полезны. Это раз. А два - у меня в театре ко всему медицинский подход. И лучше него я еще ничего не нашел. Этот подход объективный, научный, он основан на опыте и всегда направлен на то, чтобы человеку, а в нашем случае - зрителю, стало бы лучше. Если, например, врачу нянечка предлагает нечто, в чем есть намек на разумное решение, врач должен это попробовать для блага пациента. В театре, к сожалению, частенько все по-другому. Мне один старый актер пенял: “Вам вот эту вещь рабочий посоветовал сделать, и вы сразу же и сделали. Как же можно?” Я ответил: “Это был дельный совет, и я рабочему даже дал на бутылку водки”. Амбиции в медицине не разрешаются, и это правильно. А в театре они все-таки присутствуют, к сожалению. Вот с этим надо бороться. Что я с удовольствием или без удовольствия делаю.

- Вы всегда уделяли внимание детям. Ваш детский спектакль - “Ну, погоди!” - как он родился на свет?

- Этот спектакль был создан к двадцатилетию нашего театра. Авторы пьесы - создатели всех серий мультфильма “Ну, заяц, погоди!” Александр Курляндский и Аркадий Хайт. Совместными усилиями получилась спортивная музыкальная сказка о совершенно новых приключениях Волка и Зайца. Теперь Волку мало одного Зайца: он решил съесть Красную Шапочку, всех семерых козлят и закусить тремя поросятами.

- Почему многие дети поддерживают не кругом положительного зайца, а хулигана волка?

- Заяц, как всякий положительный герой, эмоционально беднее, он всегда предсказуем. А отрицательный волк ведет себя плохо, но его жалко, и он жутко обаятельный. Вообще, это очень давний спор в искусстве. Франц Кафка сказал: “Задача автора - реабилитировать своего героя”. Я с ним согласен: даже если актер играет Гитлера, он должен найти в нем что-то человеческое. Например, Гитлер гладит собаку и готов плакать от любви к ней. И тогда он выглядит еще страшнее, просто исчадием ада становится. Ведь чудовище, которое обладает человеческими качествами, намного страшнее просто чудовища, непонятно откуда возникшего.

- Вам не обидно, что все лавры, как правило, пожинают артисты, а режиссер остается за кадром?

- Нет, это абсолютно нормально. Зритель должен думать, что артист и есть автор тех слов, которые он произносит, поэтому режиссеру и автору надо тихо сидеть в тени и “не чирикать”. Они свое дело сделали и должны получать удовольствие.

А в театре это в меньшей степени, значительно. В театре, я бы так сказал, славу делят режиссер и актеры. А в кино режиссер становится вообще самым главным. Так что каждому - свое.

- Расскажите о своей семье. Ваши близкие - жена, сын - имеют какое-то отношение к театру?

- Мой сын Айвар - ребенок поздний, очень хороший, толковый, папе и маме помогает. В отличие от меня все умеет делать руками. Он менеджер в компании, которая занимается обучающими программами по продвижению бизнесов. Моя жена Визма Виталс - прибалтка. Когда Айвар родился, мы договорились, что имя у него будет прибалтийское, а фамилия - моя, еврейская. У евреев есть хороший анекдот: “Скажите, у вас жена еврейка? - Нет, но за время совместной жизни она выпила столько моей крови, что она уже наполовину еврейка”. Моя жена кровь не пьет, она у меня замечательная, но этот анекдот немножко про нас. Визма - постановщик и хореограф большинства спектаклей нашего театра. Она ставит и детские спектакли, и такие глубокие, как “Шоша” Башевиса-Зингера или “Испанская баллада” по Фейхтвангеру. И все ей удается одинаково хорошо. Мы, кстати, поставили “Шошу” на два с половиной года раньше, чем “Гешер”.

- Башевис-Зингер - трудный автор. В его произведениях - квинтэссенция еврейского местечка. Ставить трудно было?

- Очень трудно. До Визмы у нас ставили один режиссер из Америки, потом еще один - из Москвы. Ни у одного, ни у другого не получилось, а Визма смогла, поставила это. Но она три месяца не выпускала пьесу из рук, даже ночью, в кровати. Не отрывалась от нее, пока не узнала всего, что ей было нужно. А потом сделала спектакль довольно быстро, хотя и болезненно. Актеры никак не могли “врубиться” в мир Башевиса-Зингера… Не готов был наш театр к этому, не готов. Потому что это очень еврейское мировоззрение и очень еврейский материал. Пожалуй, самый еврейский у нас.

- Есть такая строчка у Леонида Филатова - “О, не лети так, жизнь…” У вас бывает такое настроение, когда хочется что-то переделать, время остановить?

- Да, время безжалостно бежит, значительно быстрее, чем наши планы успевают осуществиться. Очень обидно, но ничего не поделаешь, надо с этим мириться. Хоть это трудно.

Дата публикации на сайте: 17.12.2007

| Ваше мнение о человеке | Сообщите неизвестную нам новость

Разместить рекламу | Сообщить о неточности | Отправить ссылку другу

Популярные запросы

Машков Бондарчук Аллегрова Попов Стефано Габбана Долина Медведев Боярский Пельтцер Ушаков Ромм Бьянка Джоли Добронравов Олсен Гинзбург Старыгин Бондарчук Меладзе Жуков Крюков Дион Хармон Раневская Скобцева Джексон Харлоу Крюкова Меркьюри Путин Брегвадзе Есенин Бондарчук Соломин Милани Хилтон Пугачева - Киркоров Ландау Спирс Харди Россель Быков Семенович Тонька-москвичка Валерия Гинзбург (Аксенова) Бондарчук Калманович Линч Пахмутова
Редакторский выбор недели
Марина Влади; Игорь Ларионов; Кэм; Марк Оуэн;
Новости
  • Дженнифер Лопес хочет отсудить у экс-супруга 10 млн. долларов за... секс (Дженнифер Лопес [11.11.2009]) Подробнее
  • У Насти Макаревич родился сын (Анастасия Макаревич [11.11.2009]) Подробнее
  • Авраам Руссо возвращается в Россию (Авраам Руссо [11.11.2009]) Подробнее
  • Анастасия Калманович готовится стать мамой во второй раз (Шабтай Калманович [11.11.2009]) Подробнее
  • Вернется ли на лед Башаров? (Марат Башаров [11.11.2009]) Подробнее
  • Ксения Собчак перевоплотится в Мальвину (Ксения Собчак [11.11.2009]) Подробнее
  • Бывший муж Жанны Эппле отнял у нее сыновей и выгнал из дома (Жанна Эппле [11.11.2009]) Подробнее
  • Борис Смолкин продаст… свое собственное интервью (Борис Смолкин [11.11.2009]) Подробнее
    Новые статьи

    10.11 Рэзван Рац; Пьер Дюэм; Жан Мари Констан Дюгамель; Владимир Кондрашин; Евгений Гомельский; Геннадий Вольнов; Янис Круминьш; Владимир Ткаченко; Александра Пахмутова; Александр Белостенный; Стефан Решко; Дмитрий Медведев; Станислав Богуш; Виталий Гинзбург; Олег (Альберт) Борисов; Антон Бобер; Сергей Кравченко; Сергей Ребров; Любош Михел; Флорин Лучиан Чернат; Владимир Лысенко; Александр Алиев; Андрей Щипанов; Роман Синицын; Алексей Улюкаев; Кикс Брукс; Кэтрин Моррис; Келли Макдональд; Кен Дженкинс; Невероятный Крескин; Куки Голлман; Керри Конран; Келли Коффи;
    11.11 Стиляги; Кейт Уолш; Малхаз Асатиани; Сергей Ковалец; Александр Алиев; Геннадий Литовченко; Анатолий Тимощук; Анатолий Заяев; Андрей Несмачный; Игорь Суркис; Владимир Бессонов; Пола Абдул; Лорен Айзли; Балис Сруога; Ричард Стил; Асанали Ашимов; Альберт Макашов; Анатолий Смиранин; Сулхан Цинцадзе; Иван Кашкин; Александра Пахмутова; Лолита Милявская (Лолита); Ксения Раппопорт; Лорейн Ньюман; Ларри Дэвид; Диди Скоццафава; Кевин Патрик Добсон; Марк Оуэн; Алена Бондарчук; Дмитрий Набоков; Игорь Старыгин; Сандра; Михаэль Грайс; Ларисса Мик; Дидье Илунга-Мбенга; Алексей Дымовский;

  • Hosted by uCoz