Peoples.RU
 
a б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я | a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

 

 
/images/pixel.gif


Мамонт Викторович Дальский (Неелов)

Mamont Dalskiy (Neelov)

(1865[Кантемировка, Харьковской губ.]- 08.06.1918 года [Москва])
Россия (russia)

Его считали надменным и дерзким. Спорить с ним было бесполезно.
- Ты не прав, - говорили ему.
- Я всегда прав, если даже не прав, - отвечал он. - Потому что я - Мамонт Дальский.

Автор: Леонид Девятых

Сайт: Республика ТАТАРСТАН, газета

Статья: Жестокий талант


На остановке электрического трамвая собралась уже порядочная толпа, когда к ней присоединился пожилой господин с тростью, увенчанной перламутровым набалдашником в виде волчьей головы.

- Кто будет последним? - громко спросил господин, с кривой усмешкой оглядывая толпу.

На него посмотрели с удивлением, а какой-то разбитной малый в плисовых штанах, молодецкой поддевке и картузе с лаковым козырьком выкрикнул с язвочкой в голосе:

- Теперя последних нет, папаша. Теперя все - первые.

Послышались смешки. По всему было видно, что пожилой господин давненько не езживал на "общественном" транспорте, предпочитая "моторы" или одноместные английские коляски- "эгоистки", иначе бы знал, что становиться в очередь на трамвай стало таким же анахронизмом, как обращение "господин", горячая вода в гостиницах и не загаженные семечной шелухой тротуары.

Похоже, господин знавал и лучшие для себя времена. Несмотря на то, что день 8 июня 1918 года был довольно жаркий, был он в трикотовом костюме, сшитом некогда лучшим портным Санкт-Петербурга, крахмальной сорочке, при галстухе, а на ногах имел лаковые штиблеты от "Франсуа Пети", правда, еще по моде довоенных лет. А вот денег у господина не было вовсе.

Подошел трамвай, без дверей, с выбитыми стеклами - чудо было, что они вообще еще ходили по Москве, - и толпа ринулась на штурм его, хотя и было видно, что поместятся все. Господин вошел одним из последних и встал лицом к выходу: простые человеческие лица, очевидно, тоже стали анахронизмом, а на рыла, хари и рожи попутчиков с потухшими глазами, потерявших всякую надежду на день завтрашний, смотреть не хотелось. Пусть уж лучше плывут перед глазами грязные улицы и будто съежившиеся в ожидании еще худших времен посерелые дома.

На Большой Никитской, прямо напротив Чернышевского переулка, трамвай качнуло. В тот же миг пожилой господин почувствовал сильный толчок в спину и, хватая рукой воздух, вывалился из вагона, угодив прямо под колеса. Трамвай резко затормозил, но было поздно: человек был раздавлен насмерть.

Когда его вытащили из-под колес, какой-то седенький старичок, всплеснув руками, воскликнул:

- Боже мой, это же Мамонт Дальский!

- А кто это? - спросили из толпы собравшихся зевак.

- Это знаменитый актер, - с пафосом произнес старичок. - Великий актер...

Мамонт Викторович Дальский родился в 1865 году в селе Кантемировка Харьковской губернии. Родители его были дворяне и носили довольно известную фамилию Нееловы, представители которой имели вотчины в Харьковской, Тверской и Казанской губерниях.

Детство свое он вспоминать не любил и в разговорах эту тему всегда обходил стороной. Известно лишь было, что Мамонт Викторович очень рано лишился родительской ласки. Окончив гимназию, он поступил в Харьковский университет, но ушел со второго курса по собственному прошению. И стал играть в провинциальных театрах самых крохотных городишек, взяв сценическую фамилию Дальский. "Даже Шклов, Умань, Винница... были для него крупными городами, - вспоминала актриса Мария Велизарий, игравшая вместе с ним на одних подмостках. - Он играл в Голте, а мечтал о гастролях в Париже... Ему было совершенно безразлично, каков ансамбль, есть ли на сцене декорации, а на актерах - должные костюмы. Раз он, Мамонт Дальский, играет, значит, здесь - настоящий театр, если даже над головой нет крыши..."

В 1889 году Мамонт Дальский был приглашен в труппу драматической актрисы Елизаветы Николаевны Горевой, содержавшей в Москве собственный театр. И здесь начался его головокружительный взлет.

Дальский действительно был рожден для сцены. Он обладал идеальными данными для героических ролей - красивый, стройный, с сильным голосом и властными энергичными жестами. После шумного успеха "Дона Карлоса", вспоминал драматический актер и товарищ Мамонта Викторовича по сцене Александринского театра Юрий Михайлович Юрьев, "только одного Дальского и ходили смотреть в театре Горевой".

В 1890 году Дальский получил сразу два приглашения - из Малого театра в Москве и Александринского в Санкт-Петербурге. Он выбрал северную столицу и был зачислен в труппу Александринского театра - редкий случай! - без дебюта. И сразу стал играть первые роли.

В Казани к середине 1890-х годов театральные дела пошли из рук вон плохо. Актеры Товарищества драматических артистов режиссера и антрепренера В.А. Перовского, обосновавшегося в Летнем театре Панаевского сада, перебивались с хлеба на квас. Чтобы как-то выжить, приходилось зазывать именитых гастролеров, которые пусть на время, но поднимали интерес казанской публики к театру и, соответственно, денежные сборы. А одним из самых именитых на то время был премьер Императорского Александринского театра Мамонт Дальский.

Дальский всегда был легок на подъем. Он принял приглашение Перовского и приехал в Казань, подписав контракт на гастроли с 22 июня по 1 августа 1895 года.

Публика на Дальского пошла валом. Ее интерес к нему подогревался не только великолепной игрой, но и легендами и слухами, сопровождавшими Мамонта Викторовича везде, где бы он ни появлялся.

"Странный он был человек, - вспоминал Юрьев в своих "Записках". - В нем уживалась масса противоречий, и противоречий в высшей степени крайних. В нем были сильны и добрые начала, к которым он временами сильно тяготел и любил отдаваться им, а наряду с этим преступная порочность".

Сегодня он был богат, как Крез, снимал гостиничные номера "люкс" с телефоном и ванной, зазывал массу гостей, потчуя их лучшими коньяками с французским шампанским, а назавтра "стрелял" у знакомых трешку, чтобы более или менее сносно пообедать. Но легкомысленным, а паче бесхарактерным назвать его было нельзя. То, как он жил, возводилось им в жизненный принцип.

Его считали надменным и дерзким. Спорить с ним было бесполезно.

- Ты не прав, - говорили ему.

- Я всегда прав, если даже не прав, - отвечал он. - Потому что я - Мамонт Дальский.

В Казани за время гастролей он сыграл Акоста, Дона Карлоса, Гамлета, Незнамова, Любима Торцова, Хлестакова, Ивана Грозного, Петра Порфирьевича Головлева, Дона Сезара де Базана. Коронными его ролями были, конечно, Дон Карлос и Гамлет. "Волжский вестник" после спектакля "Гамлет" писал следующее: "Несмотря на то, что труппа далеко не блещет талантами, несмотря на то, что обстановка, костюмировка и самая сцена не отвечали тем условиям, которые обеспечивали бы цельность впечатления от пьесы, - трагедия "Гамлет" оставила довольно яркое и сильное впечатление у зрителя, что следует приписать, конечно, всецело прекрасной игре талантливаго гастролера. Замечательно обдуманная фразировка, умение передавать тонкости психологических моментов и способность вкладывать в свою игру душу - вот отличительные способности Гамлета-Дальскаго..."

С первых дней пребывания в Александринском театре Дальский вел себя вызывающе. Он не признавал режиссеров и никогда не слушал их замечаний. В актерской труппе он был особняком, и у него вполне тогда получалось (хотя нам в свое время твердили, что это невозможно) жить в обществе и быть свободным от него.

Это раздражало многих актеров, которые, похоже, просто завидовали Дальскому, его шумной славе. И труппа объявила ему бойкот. С ним не здоровались, не заговаривали и вообще не обращали на него никакого внимания. Но Дальскому на все это было начхать.

- Какое мне до них дело, - раскатисто и громко, чтобы могли слышать все, сказал как-то он одному из своих немногих друзей-актеров, не участвовавших в бойкоте. - У меня одно дело - играть. А играю я не для них, а для зрителей.

Непревзойденной ролью Дальского был Рогожин ("Идиот"). Ю.М. Юрьев, видевший его в этом образе, писал, что Рогожин "может считаться не только лучшей его ролью, но и занять почетное место в первых рядах совершенных достижений русской сцены".

А все было очень просто: Дальский в этой роли играл самого себя. Вот что пишет Достоевский о Рогожине: "Двадцати семи лет, курчавый и почти черноволосый... С огненными глазами. Тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку. Крепкое телосложение. Что-то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с редким самодовольным видом".

Но это был готовый портрет Мамонта Дальского! Кроме того, Рогожин и Дальский совпадали по темпераменту. Они были одной породы. Так что, действительно, все было просто.

В конце 1899 года директором Императорских театров был назначен 40-летний князь Сергей Михайлович Волконский, человек крутой и безапелляционный. После бенефиса Дальского 4 февраля 1900 года в честь его десятилетнего пребывания на Александринской сцене знаменитого актера увольняют без всякого прошения.

Таким поворотом были шокированы даже те актеры, которые откровенно недолюбливали Дальского.

- Экая бесцеремонность, - возмущались они в кулуарах и курительных комнатах. - Вот так: бац! - и извольте выйти вон. Уж ежели такую фигуру можно вышвырнуть на улицу, как нашкодившего кота, так что тогда говорить о нас?

Такой удар по самолюбию не мог, конечно, пройти для Дальского бесследно. И хотя он продолжал выступать на сценах столичных и провинциальных театров, часто сам организуя собственные гастроли, - обида разъедала душу. Вокруг него стали крутиться сомнительные личности, начались какие-то "операции" с нефтеносными промыслами, пушниной, золотыми приисками. Дальский то сказочно богател, то катастрофически нищал.

Последний раз его видели на сцене, кажется, в 1916 году, в благотворительном спектакле в пользу семей, потерявших на войне кормильцев. Он постарел, обрюзг, и было очевидно, что актера Мамонта Дальского больше не существует.

После Февральской революции 1917 года он объявил себя "идейным анархистом". Слухи о нем ходили самые невероятные; газеты обвиняли его в налетах и "экспроприациях" и называли чуть ли не главарем анархистской шайки. Конечно, многие из этих слухов были преувеличены, но что правда - то правда: в партии анархистов Мамонт Дальский был не последней фигурой.

В его семье все заканчивали свой жизненный путь трагически. Сестра Магдалина, красивая и даровитая актриса, ввязалась в историю со стрельбой и убийством и окончила жизнь в тюрьме. Брат, известный актер под сценической фамилией Ланской, погиб в Гражданскую войну. Трагическая гибель настигла и Мамонта Дальского. Ему тоже не суждено было окончить свои дни в глубокой старости. Не такой это был характер...

Дата публикации на сайте: 16.08.2005

| Ваше мнение о человеке | Сообщите неизвестную нам новость

Разместить рекламу | Сообщить о неточности | Отправить ссылку другу

Популярные запросы

Апина Олсен Ковальчук Бондарчук Джексон Стефано Габбана Бондарчук Лужков Гитлер Жуков Валентино Калашников Слуцкая Вербицкая Бондарчук Шаврина Крюков Калманович Рейган Ломбард Джобс Валерия Меркьюри МакЭвой Бондарчук Смехов Бурляев Аллегрова Пельтцер Дворжецкий Терентьева Пахмутова Харлоу Боярский Старыгин Джигурда Россель Попов Кидман Крюкова Скобцева Спирс Григорьева Энке Пугачева - Киркоров Тернер Хилтон Цветаева Раневская Машков
Редакторский выбор недели
Марина Влади; Игорь Ларионов; Кэм; Марк Оуэн;
Новости
  • Дженнифер Лопес хочет отсудить у экс-супруга 10 млн. долларов за... секс (Дженнифер Лопес [11.11.2009]) Подробнее
  • У Насти Макаревич родился сын (Анастасия Макаревич [11.11.2009]) Подробнее
  • Авраам Руссо возвращается в Россию (Авраам Руссо [11.11.2009]) Подробнее
  • Анастасия Калманович готовится стать мамой во второй раз (Шабтай Калманович [11.11.2009]) Подробнее
  • Вернется ли на лед Башаров? (Марат Башаров [11.11.2009]) Подробнее
  • Ксения Собчак перевоплотится в Мальвину (Ксения Собчак [11.11.2009]) Подробнее
  • Бывший муж Жанны Эппле отнял у нее сыновей и выгнал из дома (Жанна Эппле [11.11.2009]) Подробнее
  • Борис Смолкин продаст… свое собственное интервью (Борис Смолкин [11.11.2009]) Подробнее
    Новые статьи

    10.11 Рэзван Рац; Пьер Дюэм; Жан Мари Констан Дюгамель; Владимир Кондрашин; Евгений Гомельский; Геннадий Вольнов; Янис Круминьш; Владимир Ткаченко; Александра Пахмутова; Александр Белостенный; Стефан Решко; Дмитрий Медведев; Станислав Богуш; Виталий Гинзбург; Олег (Альберт) Борисов; Антон Бобер; Сергей Кравченко; Сергей Ребров; Любош Михел; Флорин Лучиан Чернат; Владимир Лысенко; Александр Алиев; Андрей Щипанов; Роман Синицын; Алексей Улюкаев; Кикс Брукс; Кэтрин Моррис; Келли Макдональд; Кен Дженкинс; Невероятный Крескин; Куки Голлман; Керри Конран; Келли Коффи;
    11.11 Стиляги; Кейт Уолш; Малхаз Асатиани; Сергей Ковалец; Александр Алиев; Геннадий Литовченко; Анатолий Тимощук; Анатолий Заяев; Андрей Несмачный; Игорь Суркис; Владимир Бессонов; Пола Абдул; Лорен Айзли; Балис Сруога; Ричард Стил; Асанали Ашимов; Альберт Макашов; Анатолий Смиранин; Сулхан Цинцадзе; Иван Кашкин; Александра Пахмутова; Лолита Милявская (Лолита); Ксения Раппопорт; Лорейн Ньюман; Ларри Дэвид; Диди Скоццафава; Кевин Патрик Добсон; Марк Оуэн; Алена Бондарчук; Дмитрий Набоков; Игорь Старыгин; Сандра; Михаэль Грайс; Ларисса Мик; Дидье Илунга-Мбенга; Алексей Дымовский;

  • Hosted by uCoz