Сайт: Русский Биографический Словарь
В 1827 г. был принят в театральное училище и готовился у Дидло в балет. С уходом Дидло Мартынов обучался у декоратора Конопи, но удачно сыгранной ролью лакея в водевиле "Знакомые незнакомцы" обратил на себя внимание. Я.Г. Брянскому поручено было заняться Мартыновым, но строгий учитель решил, что "из краскотера толку не будет", и передал его П.А. Каратыгину . В 1832 г. Мартынов неожиданно для себя дебютировал в водевиле "Филатка и Мирошка". В 1835 г. был принят на Александринскую сцену. Завоевывая себе имя в водевильном репертуаре, Мартынов в 1840 г. блестяще играет "Льва Гурыча Синичкина" и после смерти Дюра принимает его комический репертуар. Он исполняет Бартоло ("Севильский цирюльник"), Загорецкого, позже Фамусова, Ихорева ("Игроки"), Подколесина, Бобчинского, Хлестакова, Осипа и бесчисленный ряд персонажей тогдашнего водевиля. В комедиях Мольера Мартынов обнаружил блестящий талант, не уступая Щепкину в исполнении Жеронта ("Проделки Скапена"), Алена ("Школа женщин"), Журдена ("Мещанин во дворянстве"), Сганареля и других. С огромным успехом Мартынов играет Мирволина ("Завтрак у Предводителя"), Ступендьева ("Провинциалка"), Мошкина ("Холостяк"), Расплюева ("Свадьба Кречинского"), Ладыжкина ("Жених из долгового отделения"). В комедиях Островского , Потехина и других Мартынов не встретился с чуждым его таланту репертуаром, как это случилось с Щепкиным; напротив, он оказался лучшим исполнителем бытовых ролей, соединяя прочувствованный драматизм и тонкий юмор с художественной передачей и верным пониманием изображаемых им лиц. Он играет Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Беневоленского ("Бедная невеста"), Коршунова ("Бедность не порок"), Еремку ("Не так живи, как хочется"), Михайлу ("Чужое добро в прок не идет") и не задолго до смерти - Тихона ("Гроза"). Постоянно нуждаясь, Мартынов работал без отдыха, часто гастролировал и к середине 50-х годов надорвал свое слабое здоровье. Умер он от чахотки в Харькове на руках у Островского; тело его было перевезено в Петербург и погребено здесь при огромном стечении народа. Застенчивый, чуждый самомнения, Мартынов по своей простой, реальной, но всегда художественной игре, искреннему чувству и неослабеваемому творчеству является великим артистом русской сцены, окончательно отрешившимся от напыщенности актеров школы В.А. Каратыгина.