Сайт: People's History
Том Беренджер (Berenger, Tom). Родился 31.5.1950 в Чикаго. Учился в университете в Миссури (журналистика, преподавание, драма), затем - в студии Герберта Бергхофа в Нью-Йорке.
Вторым Ли Марвином должен был бы предстать Том Беренджер в кинематографе. Однако для его лишенной даже намека на интеллект грубовато-мужественной внешности нашлось иное амплуа, чем роли гангстеров и профессиональных убийц. Лишь в отдельных картинах, занимая этого актера, режиссеры вспоминали о заветах Ломброзо.
Так, во "Взводе" (1986) и "Рожденном 4 июля" (1989) он сыграл роли сержантов, и в этих лентах, поставленных одним режиссером, О. Стоуном, прослеживается преемственность персонажей. В первой картине герой Беренджера, безупречный вояка, потерявший контроль над собой от запаха крови, полностью оправдан актерским обликом - это подобие циркового медведя, отведавшего голубя. И хотя драматургия фильма не дает ответа на вопрос, вскормила ли война жестокость, заложенную в персонаже изначально, или породила ее, это не имеет значения, ибо Беренджер в этой роли безупречен. В "Рожденном 4 июля" образ сержанта, нанимающего новобранцев, создается несколько иначе. В нем появляется первобытная примитивная хитреца, жестокость загнана вглубь, она не находит выхода в прямых агрессивных действиях, но та неизвестность, что таится в ней, куда более страшна.
К моменту встречи актера со Стоуном, который, несомненно, отточил профессиональные навыки Беренджера, он обратил на себя внимание в ролях совсем иного плана. Он дебютировал в "мыльной опере", передававшейся по телевидению в дневное время, "Живешь только раз". Участвовал в ряде внебродвейских постановок, а его первая роль в кино в фильме "Во славу зрелых женщин" (1977) представляла собой эротическую одиссею сексуально изголодавшегося юнца, после венгерского восстания 1956 г. перебравшегося из Будапешта в Монреаль и постепенно в ходе встреч с дамами бальзаковского возраста становившегося мужчиной. Эта полупорнографическая продукция неожиданно обнаружила в неуклюжем Беренджере завидный сексуальный магнетизм, одарила его массой поклонниц и утвердила актера в качестве звезды 80-х. Причем звезды настолько несомненной, что он предстал в кино и в этом качестве: в "Большом ознобе" (1983) в образе популярного телевизионного актера удивил непредсказуемым достоинством и застенчивостью, а в "Рапсодии Растелара" (1985), наоборот, не без юмора и иронии спародировал Роя Роджерса, известного исполнителя ролей "поющих ковбоев". Облаченный в белое, стреляя не ближе чем с расстояния вытянутой руки, Беренджер "выдавал" шутки типа "Мне теплого джина с парочкой волосков в стакане", делая немыслимые по длине паузы, чтобы аудитория успела отсмеяться.
И все-таки по-настоящему главным действующим лицом фильмов Беренджер предстает редко. Его основное "амплуа" - если его можно так обозначить - состоять при женщинах. Несмотря на свою внушительную фигуру и отнюдь не слащавое лицо, этот тюфяк - вечная игрушка в нежных руках. Впрочем, таковыми женские руки, в которые попадает Беренджер, оказываются нечасто. Обычно он - добыча жестких, прагматичных, корыстных особ, отлично знающих, чего они хотят. Как ни странно, этот безвольный на экране (а может, и в жизни - очень уж мягок взгляд его застенчивых синих глаз, столь неожиданных на смуглом лице брюнета) мужчина привлекает сильных властных женщин не деньгами или могуществом, а той нежностью, что таится в его неуклюжем теле и некрасивом лице. И они изо всех сил стремятся завоевать его, то уводя от семьи ("Кто-нибудь, присмотрите за мной!", 1987), то решаясь на убийство ("Разбившиеся вдребезги", 1991). И право, они знают, за что борются. Дикая первородная сила, столь яростно проявившаяся в Беренд-жере в образе настоящего дикаря в картине "Игры в полях господних" (1990), в сочетании с тонкостью чувств, показанной в других лентах, являет собой недостижимый для нынешних цивилизованных мужчин идеал варвара и рыцаря в одном лице.