Сайт: People's History
Крупнейший французский актер современности Жерар Депардье не раз назывался "настоящим наследником Жана Габена". В таком сравнении и отсылка к внешности некрасивого, но безумно обаятельного и харизматичного артиста, и признание его выдающегося таланта.
Депардье родился 27 декабря 1948 г. в небольшом городе Шатору в бедной многодетной семье кровельщика. Кроме Жерара, отцу приходилось кормить еще пять голодных ртов. В 12 лет Жерар сбежал из дома, бродяжничал по французской провинции, иногда попадал за решетку за мелкие кражи. Но случайно попав в театральную студию, увлекся искусством, начал много читать и, подобно самородку Ломоносову, едва ли не босиком отправился покорять столицу. В 16 лет поступил на курсы драматического искусства Дюлена, закончив актерскую школу Ж.К. Коше работал в любительской труппе "Кафе де ля Гар". Еще с середины 60-х гг. Начал эпизодически появляться в кино, но реальная актерская кинокарьера датирована 1971 годом. Вслед за небольшой ролью в мелодраме Жака Дере "Немного солнца в холодной воде" (1971) по популярному роману Франсуазы Саган фильмы с Депардье выходят один за другим - только в 1972 г. он снялся в 8 картинах у таких разных режиссеров, как крепкий ремесленник Хозе Джованни или экспериментирующая авангардистка Маргерит Дюрас. Бешеную работоспособность Депардье сохраняет и по сей день, что дает повод над ним подшучивать. В 1994 г. Мишель Блан снимет сатирическую комедию "Коварство славы" о режиссере, преследуемом собственным двойником. Одна из многочисленных шуток о звездах и их двойниках задевает честь и достоинство Депардье, который и впрямь на старости лет стал настолько неразборчив, что может появиться в "Бимболэнде" (1998) или "Человеке в железной маске" (1998). Друзья утешают Блана, подсказывают, как можно с выгодой использовать двойника: вот, например, Жерар, наверняка пользуется услугами нескольких - иначе как он ухитряется столько сниматься!
Звездой Депардье проснулся после выхода хулиганского провокационного шедевра Бертрана Блие "Вальсирующие" (1973). (Подобный перевод жаргонного название Les Valseuses распространен в России, но не является точным. Роман Блие вышел у нас в переводе Александра Брагинского под названием "Похождения мудаков", но самый точный русский аналог - "Мудозвоны".) Партнеры Жерара - Патрик Девер, Миу Миу, Изабель Юппер - тоже стали известными именно после премьеры картины Блие, смешного до истерических слез, горького послесловия к развеявшей иллюзии "революции" 1968 года. В дальнейшем Депардье не раз будет работать с антибуржазно настроенными режиссерами-радикалами; свои лучшие роли он сыграл у итальянского возмутителя спокойствия Марко Феррери в "Последней женщине" (1976) и "Обезьяньей мечте" (1977), у тогда еще коммуниста Бернардо Бертолуччи в "ХХ веке" (1976), у Мориса Пиала в "Лулу" (1979), "Полиции" (1985, приз на МКФ в Венеции) и Каннском победителе 1987 г. "Под солнцем Сатаны". Продолжится и его сотрудничество с Блие - кроме "Вальсирующих" Депардье сыграл в четырех других работах мастера ("Приготовьте платочки" (1977), "Холодная закуска" (1979), "Вечернее платье" (1985) и "Слишком красива для тебя", 1989).
Трудно найти сколько-нибудь значительного французского постановщика, не работавшего с Депардье. Его снимают дебютировавшие в конце 50-х-начале 60-х гг. ниспровергатели "папиного кино", "молодые волки" из "Кайе дю синема", лидеры "новой волны" Жан-Люк Годар, Ален Рене и Франсуа Трюффо, он успешно снимается в фильмах представителей среднего поколения французских режиссеров Мориса Пиала, Андре Тешине, Алена Корно и Клода Миллера. Депардье нередко можно встретить в американских проектах. Обаятельного винодела и автора автобиографической книги "Украденные письма" любят как творцы-интеллектуалы, вроде Дюрас или Рене, так и профессиональные комедиографы Клод Зиди и Франсис Вебер. В 1999 г. публика валом валила на экранизированный за $45 млн комикс "Астерикс и Обеликс против Цезаря" "короля кассы" Клода Зиди, а в 2000 г. очередной Каннский фестиваль открылся амбициозной исторической драмой Роланда Жоффе "Ватель".
Депардье играл в дуэтах с самыми прекрасными женщинами Франции - Катрин Денев (в "Последнем метро", 1980, премия "Сезар"), "Выборе оружия" (1981), "Форте Саган", 1984), Марушкой Детмерс ("Двое", 1988), Изабель Аджани ("Барокко", 1976 и "Камилла Клодель", 1988); у Феррери и Бертолуччи его можно увидеть в сценах, сделанных на грани порно. Тем не менее он с 1970 г. не расстается с любимой женой Элизабет, бывшей соученицей по актерским курсам; вместе они вырастили двоих детей.
У Депардье есть два опыта кинорежиссуры: экранизация комедии Мольера "Тартюф" (1984) и "Мост между двумя берегами" (1999).