Автор: Надежда Тюрикова
Сайт: People's History
В 1938 ГОДУ УЧИТЕЛЬ В. ПОТАШОВ принес на студию "Союздетфильм" свои заметки о школьной жизни. Сценарий поручили написать А. Гайдару. Так родился фильм "Личное дело" - история о мальчике, укравшем микроскоп.
Гайдару понравился режиссер А. Разумный, понравились дети - исполнители главных ролей. Аркадий Петрович решил написать сценарий в расчете на тех же ребят. Фильм "Тимур и его команда" стал настоящей кинолегендой.
Катю Деревщикову на роль Жени утвердили без кинопроб - сценарий был написан с учетом характера юной кинозвезды. А Тимура искали всю зиму (сыграл его тихий скромный Ливий Щипачев, ставший впоследствии известным художником).
Фильм снимали на Волге, в лагере для испанских детей, которых тоже привлекали к съемкам в массовых сценах. Жили лагерной жизнью. Председателем совета отряда была Катя Деревщикова.
Картина имела грандиозный успех. Кате приходило по полсотни писем в день. Ребята делились впечатлениями, спрашивали, как им в их собственном дворе организовать "тимуровскую команду"... Она вместе с мальчишками, снимавшимися в "Тимуре и его команде", без конца выступала по кинотеатрам. Однажды в Театре эстрады толпа так разгорячилась, что Катю чуть не покалечили, оторвали от пальто все пуговицы. Пришлось двум милиционерам провожать Катю до Покровского бульвара, где она жила.
В 1943 г. Катя экстерном закончила 9-й и 10-й классы, и ее в 15 лет без экзаменов приняли во ВГИК. Но сама о себе она говорила: "Я была такая популярная девочка и очень бестолковая". На втором курсе Деревщикову стали пробовать на роль Кати в фильме "Каменный цветок". Девушка только что переболела тифом. Посмотрел на нее режиссер Птушко и говорит: "Не подходит. Она же безволосая!"
Прошло полгода. На роль Кати перепробовали массу артисток - и красавиц, и звезд. А у Деревщиковой снова стали расти замечательные волосы. Ее вызвали на пробу и... тут же утвердили. Деревщикова потом утверждала, что помог ей справиться с ролью Бажов. Они подолгу беседовали о его сказах, об Урале, о литературе, о кино. Актриса уловила особенности уральского говора - и роль получилась. Катю и Владимира Дружникова представили к Сталинской премии, но Тамара Макарова, которой не оказалось в списках награжденных, сказала: "Они еще молодые, успеют".
Деревщикова так и не успела.
ОНА УЕХАЛА В КИЕВ - сниматься на киностудии имени А. Довженко в картине "Центр нападения". Там вышла замуж и стала работать в Театре им. Леси Украинки. За 10 лет Екатерина Александровна переиграла множество ролей в самых разных пьесах - и у классиков, и у современных драматургов. Ее партнерами были Олег Борисов, Павел Луспекаев... Через 10 лет овдовевшая актриса вернулась в Москву к родителям. В столичных драмтеатрах вакансий не было. И тут известный критик Борис Поюровский сказал Деревщиковой, что Образцов ищет артистку. Она пришла в ужас: "Ну что это я пойду в кукольный театр?! Я там даже ни разу не была! Я не знаю, люблю ли я кукольный театр". Но Поюровский настаивал: "Да какая тебе разница? Ты уже наигралась в кино, наигралась в театре. Пойдешь в театр Образцова - будешь играть живые роли, кататься по заграницам, а стареть будешь за ширмой - тебя видно не будет. Так что, в общем, дело хорошее".
Когда Деревщикова пришла в театр, главный кукольник страны сказал просто: "Я вас беру". Первой ролью в театре стала журналистка в спектакле "И-го-го", повторившая "подвиг" Пандоры, то есть выпустившая на свет божий нечистую силу. И потом весь спектакль журналистка вместе с профессором ловили эту нечисть. 10 лет ловили, пока не надоело. Тогда Деревщикова попросила Образцова снять ее с роли. Сергей Владимирович очень удивился: "Я такое первый раз слышу. Все артистки просят назначить на роль, а вы просите, чтобы вас сняли с роли!"
С тех пор Екатерина Александровна играет только за ширмой. Первая кукла, которую актриса взяла в руки, - царевна Будур в "Волшебной лампе Аладдина", потом были Элен Лей ("Под шорох твоих ресниц"), всякие звери: собачки, мышки и т.д. Лучшей ролью у Деревщиковой стал озорник Буратино. Коллеги-кукольники любят, когда эту роль играет Екатерина Александровна. Такая партнерша невольно заражает всех весельем, оптимизмом, куражом. Потому что в свои зрелые годы (в прошлом году в театре отметили ее юбилей) и скачет, и поет, и разговаривает "гадким", "деревянным" голосом Буратино. Маленькая худенькая женщина до сих пор сохранила замашки Жени из "Тимура и его команды". Остались в ней детская непосредственность, ершистость, озорство.
Заслуженная артистка России Екатерина Александровна Деревщикова снова и снова встает за ширму с куклой, играя порой по 25 спектаклей в месяц на радость мальчишкам и девчонкам. Настоящие звезды не меркнут и за ширмой...
Исходный текст: "Тимуровка", еженедельник "Алфавит" No.12, 2000.