Peoples.RU
 
a б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я | a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

 

 
/images/pixel.gif


Мария Николаевна Ермолова

Maria Nikolaevna Ermolova

( 15.07.1853 года [Москва]- 12.03.1928 года )
Россия (Russia)

Что можем написать о Ермоловой мы, никогда не видевшие ее потомки, если даже современники, начинавшие описывать ее игру, зачастую заходили в тупик. Прочитав ворох воспоминаний об актрисе, приходишь к неизбежному выводу: она была великой. Какой великой - ответить сложнее.

Автор: Марина Давыдова

Сайт: Известия

Статья: ВЕЛИКАЯ И ПРЕКРАСНАЯ


"Поэт правды и света, она не нуждалась в виртуозности, как не нуждается в ней истинная молитва", - пишет о Ермоловой известный журналист, управляющий труппой Московского императорского Малого театра Владимир Нелидов. И продолжает, описывая одну из ее ролей: "Когда Ермолова не знаю как, не помню как, говорила "дети мои", вам жалко было "всех бедных матерей"." В этих "не знаю как", "не помню как" - вся соль проблемы, ибо несколькими строками выше тот же Нелидов, человек редкой наблюдательности и отменной памяти, превосходно описывает игру исполнявшей эту же роль знаменитой француженки Режан. Он знает "как" и помнит "как". Он очень конкретно описывает - видишь Режан словно живую. А Ермолову не видишь, просто веришь автору на слово.

Ее талант проще всего определять апофатически. У Ермоловой не было восхитительных протейских способностей. Ермолова не могла перевоплотиться на сцене в кого и во что угодно. Ермолова не была виртуозна. Ермоловский диапазон был довольно узок - роли героические и трагические ей шли, а комические, характерные, отрицательные находились за пределами ее возможностей. Но она составила эпоху в русском театре. Но она была кумиром. Но о ней слагали легенды. Но ее как-то раз после представления драмы "Овечий источник" Лопе де Вега - кто же этого не знает! - повезла домой карета, в которую от переизбытка чувств впряглись московские студенты. Почему?

Думаю, потому что она сделала больше, чем может и должна сделать актриса. Она представила на сцене абсолютно прекрасного человека. Точнее, абсолютно прекрасную женщину. Она воплотила на сцене идеал. Этот идеал, по всей видимости, и любили в ней люди рубежа веков, настроенные куда более возвышенно и мечтательно, чем люди рубежа веков нынешних. Этот идеал они отождествляли с актрисой. Ее роли и сама ее личность воспринимались ими как нечто неразрывное. Ее служение сцене - как нечто высоконравственное, хотя нравственность категория внеэстетическая. О каком нынешнем артисте вы можете сказать без иронии, что он служит искусству? Таких актеров больше нет, и уже, видимо, никогда не будет. Я, как Василий Иванович Чапаев, такого артиста и представить-то себе не могу. Потому что этика и эстетика давным-давно безвозвратно разошлись. В Ермоловой - вопреки всем законам - они праздновали свое единство и свое торжество.

Мы решили, что правильнее всего будет предоставить слово самой Ермоловой. В 1909 году некто, скрывшийся за псевдонимом Р., взял у нее интервью для "Петербургской газеты". У нас есть возможность узнать кое-что о ее вкусах, весьма консервативных, о ее пристрастиях, весьма предсказуемых, о том, что думает она о "художниках" (артистах Художественного театра). В том же 1909 году в печати появилось взволнованное письмо читателя, разочарованного консервативностью своего кумира. "Ах, зачем вы посылали к ней интервьюеров!" - сокрушается он. Читателя можно понять. Прикосновение к легенде всегда чревато некоторым разочарованием. Но мы, живущие через столетие, вряд ли его испытаем. Мы уже не мечтательны, не возвышенны и не идеалистичны, и мы можем только догадываться - какой великой она была.

У М.Н.Ермоловой

В Петербург на короткое время приезжала М.Н. Ермолова. Нельзя было не воспользоваться случаем, чтобы поговорить с той, чье имя золотыми буквами впишется в историю русского театра. М.Н. остановилась на квартире своего мужа, члена государственной думы и известного московского адвоката, Н.П. Шубинского. Много лет я не видел нашу знаменитую артистку. С тех пор она много хворала, долго не появлялась на сцене, и я ожидал увидеть "не ту Ермолову". Но когда отворилась дверь гостиной и на пороге показалась, залитая солнцем, знакомая фигура, с гордо поднятой головой и орлиным взглядом, похожим на взгляд Шаляпина, я сказал себе:

- Время щадит таланты!

Мы сели к столу, и я осведомился о здоровье славной артистки.

- Здоровье мое теперь поправилось, но, конечно, я уже не та, что была... Что было - того не вернешь... Доктора не велят часто играть, да и вообще, надо давать дорогу молодежи!

- Но кому, Марья Николаевна? Ведь в том-то и беда, что нет молодых дарований.

- Я с вами не согласна. У нас, в Москве, есть способные молодые актрисы. Вот Пашенная или Найденова... Они талантливые. Гзовскую вы сами видели и знаете. Как можно, безусловно есть молодые дарования!

- Не находите ли вы, что Малый театр страдает от конкуренции московского Художественного?

- Нисколько. В Москве хватит публики на оба театра, и наша публика не любит модернизованных и декадентских пьес. Чехова мы тоже не играем и предоставляем его "художникам".

- Какого вы мнения о "Синей птице" и о последних постановках "художников"?

- "Синяя птица" - это не пьеса, а феерия, сказка, основанная на эффектах. Для ума она ничего не дает. Такие вещи очень быстро изглаживаются из памяти. Вот "Ревизор" мне понравился.

- Неужели понравился? А у нас нашли, что "художники" его окарикатурили...

- Я не нахожу этого. Некоторые роли были очень недурно исполнены. Очень недурно играла Корнева Марью Антоновну, хороши были Уралов, Москвин, Горев. Вообще, напрасно говорят, что у "художников" нет актеров. У них есть прекрасные актеры. Возьмите Качалова или Уралова. Но главный секрет их успеха заключается, конечно, в поразительной энергии и огромной любви к своему делу. Энергии их надо прямо изумляться!

- Чем вы объясняете, что Сарра Бернар в свой последний приезд к нам не имела успеха?

- Я не пошла ее смотреть, потому что не могу видеть разрушающийся талант... Удивляюсь ею смелости: в 70 лет играть "Даму с камелиями!".

- Кого вы ставите выше: Сарру Бернар или Дузе?

- По-моему, их нельзя сравнивать. Это совершенно разные величины. Дузе - вся темперамент, и оттого она не так типична. (При слове "темперамент" М.Н. сделала красивый жест, давший представление о чем-то стихийном). Сарра Бернар - это актриса ума, отделки, внешности, и она больше создает типов...

М.Н. оживилась и закурила папиросу.

- Смотрели вы итальянца ди-Грассо?

- Нет. Ультра-реальных актеров я не признаю. Я держусь того мнения, что все, что можно в жизни, можно на сцене. На сцене все должно быть художественно. Мой идеал актера - Сальвини. Вот кто соединяет в себе все, что необходимо иметь актеру! Сальвини - гений, и я перед ним всегда преклонялась...

- Правда ли, М.Н., что дирекция хочет командировать вас в будущем сезоне на несколько гастролей в Петербург?

- Об этом был разговор, но я откажусь ехать. В мои годы это тяжело, да и нет таких ролей, из-за которых стоило бы приезжать на гастроли. В минувшем сезоне я только и играла, что "Холопы". Прежних ролей я не могу играть, а то, что подходит к моим годам, - неинтересно для гастролей.

Вчера знаменитая артистка уехала обратно в Москву.

"Петербургская газета" № 133 - 17 мая 1909 года

Дата публикации на сайте: 16.07.2003

| Ваше мнение о человеке | Сообщите неизвестную нам новость

Разместить рекламу | Сообщить о неточности | Отправить ссылку другу

Популярные запросы

Апина Олсен Ковальчук Бондарчук Джексон Стефано Габбана Бондарчук Лужков Гитлер Жуков Валентино Калашников Слуцкая Вербицкая Бондарчук Шаврина Крюков Калманович Рейган Ломбард Джобс Валерия Меркьюри МакЭвой Бондарчук Смехов Бурляев Аллегрова Пельтцер Дворжецкий Терентьева Пахмутова Харлоу Боярский Старыгин Джигурда Россель Попов Кидман Крюкова Скобцева Спирс Григорьева Энке Пугачева - Киркоров Тернер Хилтон Цветаева Раневская Машков
Редакторский выбор недели
Марина Влади; Игорь Ларионов; Кэм; Марк Оуэн;
Новости
  • Дженнифер Лопес хочет отсудить у экс-супруга 10 млн. долларов за... секс (Дженнифер Лопес [11.11.2009]) Подробнее
  • У Насти Макаревич родился сын (Анастасия Макаревич [11.11.2009]) Подробнее
  • Авраам Руссо возвращается в Россию (Авраам Руссо [11.11.2009]) Подробнее
  • Анастасия Калманович готовится стать мамой во второй раз (Шабтай Калманович [11.11.2009]) Подробнее
  • Вернется ли на лед Башаров? (Марат Башаров [11.11.2009]) Подробнее
  • Ксения Собчак перевоплотится в Мальвину (Ксения Собчак [11.11.2009]) Подробнее
  • Бывший муж Жанны Эппле отнял у нее сыновей и выгнал из дома (Жанна Эппле [11.11.2009]) Подробнее
  • Борис Смолкин продаст… свое собственное интервью (Борис Смолкин [11.11.2009]) Подробнее
    Новые статьи

    10.11 Рэзван Рац; Пьер Дюэм; Жан Мари Констан Дюгамель; Владимир Кондрашин; Евгений Гомельский; Геннадий Вольнов; Янис Круминьш; Владимир Ткаченко; Александра Пахмутова; Александр Белостенный; Стефан Решко; Дмитрий Медведев; Станислав Богуш; Виталий Гинзбург; Олег (Альберт) Борисов; Антон Бобер; Сергей Кравченко; Сергей Ребров; Любош Михел; Флорин Лучиан Чернат; Владимир Лысенко; Александр Алиев; Андрей Щипанов; Роман Синицын; Алексей Улюкаев; Кикс Брукс; Кэтрин Моррис; Келли Макдональд; Кен Дженкинс; Невероятный Крескин; Куки Голлман; Керри Конран; Келли Коффи;
    11.11 Стиляги; Кейт Уолш; Малхаз Асатиани; Сергей Ковалец; Александр Алиев; Геннадий Литовченко; Анатолий Тимощук; Анатолий Заяев; Андрей Несмачный; Игорь Суркис; Владимир Бессонов; Пола Абдул; Лорен Айзли; Балис Сруога; Ричард Стил; Асанали Ашимов; Альберт Макашов; Анатолий Смиранин; Сулхан Цинцадзе; Иван Кашкин; Александра Пахмутова; Лолита Милявская (Лолита); Ксения Раппопорт; Лорейн Ньюман; Ларри Дэвид; Диди Скоццафава; Кевин Патрик Добсон; Марк Оуэн; Алена Бондарчук; Дмитрий Набоков; Игорь Старыгин; Сандра; Михаэль Грайс; Ларисса Мик; Дидье Илунга-Мбенга; Алексей Дымовский;

  • Hosted by uCoz