Сайт: Русский Биографический Словарь
Статья: Биография
Отец его, по-видимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене в драме Крюковского "Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь Шаховской , когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С. имел в пьесе Шаховского "Липецкие воды, или Урок кокеткам". С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочим, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее положение С. приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и "Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль - одно из лучших созданий артиста - осталась за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) С. создал роль Городничего, вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, С. приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах ("Тартюф", Полоний - в "Гамлете", Арнольф - в "Школе женщин", Вурм - в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой десяток лет и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С. все же еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина - "Мишура" и "Виноватая"; Н. Потехина - "Доля-горе", Пальма - "Благодетель", Устрялова - "Разрыв", Манна - "Паутина" и другие). Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал". Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: "Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности, - это перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным". С. был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова , сестры Самойловы и другие. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в 1871 г. - шестидесятилетний. В частной жизни С. отличался добродушным характером. Жена артиста С., Елена Яковлевна, дочь певца Воробьева, была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере "Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей С. - роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой в комедии Тургенева "Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской , она играла больная, и болезнь обострилась. Ср. брошюру по поводу юбилея С. (Санкт-Петербург, 1861). Статьи в "Художественном Листке" Тимма и "Портретной галерее" Мюнстера ; "Летопись русского театра" Арапова ; "Хроника Санкт-Петербургского театра" Вольфа (с ошибками). Письма С. к Читау ("Русский Вестник", 1882, № 8), "Русская Старина" (1880, т. XXIX), "Записки П. Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петербургские Ведомости" (1861), "Всемирная Иллюстрация", "Иллюстрированная Газета", "Петербургский Листок" (1871), "Ежегодник императорских театров" за 1892 - 1893 гг. В. К.