Автор: Александра Сонечкина
Сайт: Актеры советского кино
Начало
Кирилл Пирогов родился 4 сентября 1973 года в Тегеране, хотя в свидетельстве о рождении и написано, что он родился в Москве. Своё детство Кирилл называет хорошим и светлым. Как все дети он был то хитрым, то прилежным. Взрослые его любили. Отец Кирилла был часто занят, - он занимался экспортом товаров, которые вывозили из Советского Союза. Зато мама очень много времени уделяла детям.
Учился Кирилл в хорошей английской спецшколе, где и научился непринуждённо говорить по-английски и по-французски. Кроме того, мальчик окончил и музыкальную школу. А еще он успевал заниматься фехтованием и посещал театральную студию под руководством Сергея Зиновьевича Казарновского. Короче говоря – интересы у него были самые разнообразные.
Что же до будущей своей профессии, то об актёрстве Пирогов, несмотря на занятия в театральной студии, долгое время всерьез не задумывался, его больше прельщала карьера дипломата. И все же в один прекрасный день юноша решил, что будет поступать в театральное, а именно в Щукинское училище. Решил – и прошел с первого раза на курс к Владимиру Иванову.
Театр
На выходе из училища молодому актеру подфартило - Кирилл Пирогов попал в знаменитый ГИТИСовско-щукинский спектакль «Шум и ярость» по Фолкнеру. После чего он был зачислен в труппу театра прозрачно-психологической направленности, вотчину ГИТИСа, свежеобразованную «Мастерскую Петра Фоменко». Кирилл Пирогов стал первым и единственным щукинцем, которого тогда со стороны принял под своё крыло знаменитый режиссёр.
Кирилл признается, что ему нравится работать в «Мастерской Петра Фоменко». Здесь он играет разные роли: и лихого негодяя Клавдия Горецкого в «Волках и овцах» по Островскому, и легкомысленного Долохова и добропорядочного русского дворянина Николая Ростова в «Войне и мире» Льва Толстого. На его актерском счету роль студента Беляева в «Месяце в деревне», уличного музыканта в «Безумной из Шайо» и Майкла в драматической хронике Фрила «Танцы на празднике урожая».
Дебют в кино
С кино Кириллу Пирогову тоже, смело можно сказать, повезло. Середина 90-х – российский кинематограф в полном упадке, хороших фильмов практически не снимается, и тут - главная роль в фильме самого Георгия Данелии. В его неспешном, неторопливом фильме «Орел и решка» актер сыграл идеалиста – героя дней минувших, живущего по воле автора в нынешнем времени. Пироговский Олег – романтик. Он не ультрасовременен, но внутри живой. У него нет радиотелефона и лимузина, но при этом он совершенно нормальный, искренний человек. Может быть, он чуть-чуть отсталый, но он неподдельный.
Сам актер, признается, что поначалу очень волновался, - как ни как первая роль и сразу у такого мэтра. Но Данелия оказался очень внимательным и заботливым режиссером. Он много и подробно работал с молодым актером, передавая свой бесценный опыт, за что Кирилл Пирогов ему очень благодарен.
Картина была тепло встречена и зрителями и критиками. За свою дебютную работу Кирилл был удостоен Диплома кинопрессы и Приза жюри Гатчинского кинофестиваля «Литература и кино».
Путь к известности
Следующей большой роли молодому актеру пришлось ждать целых пять лет. На съемки киноленты «Брат – 2» Кирилл Пирогов попал совершенно случайно. Алексей Балабанов увидел его пробы в какой-то фильм на кассете и пригласил. Они встретились, поговорили, и со словами: «У тебя подвижное лицо» – актер без проб был утвержден на роль Ильи Сетевого, друга Данилы. В фильме Пирогов сыграл человека, прекрасно владеющего компьютером, хотя, по его признанию, он лишь иногда пользуется Интернетом, да любит поиграть в игры. Впрочем, ничего специального учить для картины не пришлось. А вот несколько уроков вождения ему, никогда не сидевшему за рулем, ему пригодились. В картине довелось водить настоящую машину – не компьютерную.
После съемок в «Брате-2» Сергей Бодров пригласил Кирилла на одну из отрицательных ролей в свою картину «Сестры». Это предложение его поначалу удивило, но затем он с энтузиазмом взялся за работу над ролью. Пирогов и Бодров вместе работали над образом, добиваясь того, чтобы его персонаж получился достоверным. И это им удалось. Примечателен один факт. После премьеры фильма «Сёстры» у актёров была встреча со зрителями. Всех поздравляли, вручали призы. И вот на сцену поднялся майор, пожал руку Диме Орлову, который сыграл милиционера, и поблагодарил его за работу. А затем резко повернулся и со злостью сказал Пирогову: «А вот таких подонков у нас, к сожалению, еще много!» А ведь это, по сути, тоже похвала, - значит, поверили в его героя.
В том же 2001 году Кирилл снялся в одной из серий сериала Кирилла Серебренникова «Ростов-папа, или Южный Декамерон», сыграв Колю - молодого человека, после долгих лет дружбы влюбившегося в подругу детства. Чтобы завоевать ее любовь он посылает ей на пейджер необычные стихотворные сообщения. Интересной была также роль студента Николая Ахтырцева в экранизации акунинского романа «Азазель».
Каждая из перечисленных ролей врезалась в память зрителей, не оставляя их равнодушными, но, тем не менее, это были все-таки роли второго плана. По-настоящему же судьбоносных работ в кино у Кирилла Пирогова долгое время не было. Возможно, режиссеров несколько пугала непростая индивидуальность актера.
Сериал – это не всегда «мыло»
Роль Николая Воинова в сериале Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы» принёсла актеру не только несколько наград, но и оказалась творчески очень важной. Герой Пирогова в «Дневнике...» – жертва рока, человек, контактирующий с судьбой напрямую, и, что примечательно, сумевший в результате выпрямить кривую своей жизни, осознав, что случай может нести и положительную энергию. Представ перед зрителем в образе злодея-убийцы, Кирилл Пирогов играл «живого» человека. «Мой Воинов – нормальный человек, которого история и жизнь поместили в ужасную ситуацию, и... он перестал жить после этого. Он внутренне сгорел. Он не может радоваться и любить. Он убил пятерых и живёт только этим. Сколько причин, чтобы сойти с ума... Мы снимали «Дневник убийцы» не как сериал, а как кино. А кино – это искусство. Планка была необыкновенно, нереально высокой», – вспоминает актер. За эту работу Кирилл Пирогов был удостоен премии «За лучшее исполнение главной мужской роли» на Четвертом фестивале телевизионного художественного кино «Сполохи» в 2003 году.
Да, сериалы, - это не всегда «мыльные оперы». Впрочем, и «Дневник убийцы», и «Красную капеллу» правильнее было бы назвать не сериалами, а многосерийными телевизионными фильмами. В «Красной капелле» актеру выпал редкий шанс – сыграть довольно большую, но абсолютно безмолвную роль. Его герой немой и языком жестов не пользуется, было решено отказаться от глухонемого языка. Актёрский арсенал Пирогова в этом фильме составляли сдержанная мимика и не слишком понятные жесты. И главное – блестящая, «габеновская» игра одними глазами.
2005 - 2007 годы
По словам самого Кирилла Пирогова, роли, о которой он бы мечтал, не существует: «В какой-то момент я перестал об этом думать. Ждёшь одну роль – приходит другая. Кажется, совсем чужая. Но потом понимаешь, что именно она была крайне необходима. Роли приходят сами, стучат в дверь. И я не могу их не пустить, хочу я этого или не хочу».
В популярном сериале «Доктор Живаго» Кирилл Пирогов сыграл Михаила Гордона. Его герой весьма далёк от своего литературного прототипа: «Это не совсем Гордон из романа Пастернака. Сценарист Юрий Арабов в фильме ушел от романа, наверное, литературу перенести в чистом виде на экран все же невозможно. Но главное, суть осталась. И образ был создан блестяще».
Среди последних работ актера: Вадим в «Агитбригаде «Бей врага!», карманник Тузов в фильме «Куратор», технический директор Олег Павлович Кузьмин в комедии Александра Рогожкина «Игра».
Личная жизнь
Окружающие его люди отмечают, что Кирилл Пирогов очень мил и приветлив. Он молод, но он уже многого добился. При этом Кирилл совершенно не стремится быть популярным, не любит тусовки. Никогда не испытывает радости, приходя на вечеринки. И телевидение ненавидит: из-за него люди перестают общаться. По этой же причине Пирогов не смог и вести какое-нибудь телешоу, хотя предложения и поступали.
В свободное время актер читает, музыку слушает, смотрит кино. Книги – Чехов, Шекспир. Из музыки – классика. Кирилл когда-то играл джаз, а в классической музыке многое от него. Кино наше ему почти никакое не нравится. Вот только старые фильмы считает классными. Из зарубежного, любимый фильм – «Буч Кессиди и Санденс Кид» с Робертом Редфордом и Полом Ньюменом.
Кирилл всегда стильно одевается. Глядя на него, кажется, что время как будто взяло и, эксперимента ради, вытянуло откуда-то из прошлого галантного дворянина века этак девятнадцатого, снабдив его отличным вкусом и чувством моды, не лишив желания приспособиться к цивилизации. И теперь он живёт в нашем мире, общается с людьми, работает. Но возьми и перенеси его обратно – он, скорее всего, не расстроился бы.