Peoples.RU
 
a б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я | a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

 

 
/images/pixel.gif


Агриппина Яковлевна Ваганова

Agrippina Waganova

( 06.07.1879 года - 05.11.1951 года )
Россия (Russia)

«Про тело она знала все», - говорят ее ученицы. Имя Агриппины Вагановой окружено легендами - ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. Она требовала умного отношения к танцу. Ее слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день. Многие ее знаменитые ученицы продолжают ее дело и сегодня. Среди них были - Семенова, Уланова, Вечеслова, Дудинская, Балабина, Кириллова, Шелест, Войшнис, Петрова, Кургапкина, Моисеева, Осипенко, Колпакова.

Сайт: People's History

Статья: Биография


Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского театра. В 1897 году она окончила балетное отделение Петербургского театрального училища (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. «Невыразительные» внешние и физические природные данные надолго затормозили карьеру танцовщицы — на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета. Со временем Ваганова научилась переключать внимание со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звездами она училась: Агриппина Ваганова сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы. Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Х. П. Иогансоном, Н. Г. Легатом и О. И. Преображенской смягчили прямолинейную жесткость итальянской манеры. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а затем — множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.

От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».

Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли — Повелительницы дриад в «Дон Кихоте», Царицы вод в «Коньке-горбунке» Ц. Пуни. Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: «Было очевидно, что я не прогрессирую. И это сознание было ужасно. Вот здесь и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания».

Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою жизнь на сцене. Главные партии в балетах «Ручей» Л. Делиба (Наила), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), «Конек-горбунок» (Царь-девица), «Жизель» А. Адана (Жизель)ей доверили лишь незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.

На рубеже веков зарождалась русская школа балета, вобравшая в себя техничность итальянской и изящество французской. Молодая «русская школа» балета еще не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов — Е. О. Вазем, пользуясь советами и пояснениями к «итальянскому» экзерсису О. И. Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, Ваганова постепенно отбирала характерные особенности русской танцевальной манеры. Все более ясным становилось желание разобраться в «науке танца».

В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил тогда балетный критик и горячий сторонник классического танца А. Л. Волынским. Три года спустя Агриппина Яковлевна перешла в Хореографическое училище.

Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству. Ее работа педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время, когда пресса называла балет тепличным искусством. «...И тарлатановая тюника балерины, и прочая премудрость — все это еще от Монгольфьера, от воздушного шара.» «Классика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе!» Подобные безапелляционные заявления пестрели на страницах журналов и газет. Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета — классический танец. Вместо системы классического воспитания танцовщика апологеты «нового» искусства предлагали «теафизтренаж», спортивную гимнастику, танец «эксцентрический», «механический» и «акробатический»...

В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась строго проверяемая практикой педагогическая система, позднее ставшая известной всему миру как система А. Я. Вагановой.

Результаты работы были замечены не сразу, хотя уже в 1923 году Ваганова выпустила отличных танцовщиц О. Мунгалову и Н. Млодзинскую, в 1924-м — Н. Камкову и Е. Тангиеву. Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога. Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но сущность ее таланта на первых порах была неправильно понята. В ней видели «цветок старинного искусства», исключительное, но случайное явление, тогда как она была удной из первых закономерных удач новой советской хореографической школы.

На следующий год, в 1925, Ваганова выпустила Ольгу Иордан, потом Галину Уланову и Татьяну Вечеслову, затем Наталью Дудинскую и Фею Балабину... Критика отмечала глубоко индивидуальный характер дарования молодых балерин. И в то же время в танце Улановой находили «много семеновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста». Стало очевидно, что это черты формирующейся школы.

Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы было важно сохранить классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни». Осуществленные Вагановой новые редакции балетов «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской. «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех — от артисток кордебалета до ведущих балерин —нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы — это и есть отличительные черты «школы Вагановой», — пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н. М. Дудинская.

Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего мира – книга выдержала уже семь изданий и была переведена на разные языки.

По материалам предисловия В. Чистяковой к седьмому изданию книги А. Я. Вагановой «Основы классического танца».

Дата публикации на сайте: 13.07.2006

| Ваше мнение о человеке | Сообщите неизвестную нам новость

Разместить рекламу | Сообщить о неточности | Отправить ссылку другу

Популярные запросы

Раневская Тишенков (Шкет) Гинзбург (Аксенова) Ушаков Крюков Зельдин Уиллис Бондарчук Колчак Modern Talking Машков Рейган Бондарчук Джексон Попов Аллегрова Вербицкая Дафф Старыгин Калашников Пахмутова Россель Джобс Хаматова Кокс МакЭвой Дворжецкий Есенин Дафф Калманович Велде Бурляев Пугачева - Киркоров Тесла Апина Бондарчук Тонька-москвичка Рождественский Боярский Мессинг Олсен Крюкова Мендес Скобцева Шаврина Меркьюри Электра Шукшин Спирс Пельтцер
Редакторский выбор недели
Марина Влади; Игорь Ларионов; Кэм; Марк Оуэн;
Новости
  • Борис Смолкин продаст… свое собственное интервью (Борис Смолкин [11.11.2009]) Подробнее
  • Жена Шакила О'Нила подала на развод (Шакил О'Нил [11.11.2009]) Подробнее
  • Футболист Спартака отказался ехать в сборную (Мартин Штранцль [11.11.2009]) Подробнее
  • Игроку НБА сломали челюсть в борьбе под щитом (Хашим Табит [11.11.2009]) Подробнее
  • Вере Звонаревой сделают операцию (Вера Звонарева [11.11.2009]) Подробнее
  • Виталий Кличко составил свой рейтинг лучших тяжеловесов (Виталий Кличко [11.11.2009]) Подробнее
  • Российский чемпион Олимпиады-2008 вернулся в спорт (Максим Опалев [11.11.2009]) Подробнее
  • Роберто Карлос нашел новый клуб (Роберто Карлос [11.11.2009]) Подробнее
    Новые статьи

    10.11 Рэзван Рац; Пьер Дюэм; Жан Мари Констан Дюгамель; Владимир Кондрашин; Евгений Гомельский; Геннадий Вольнов; Янис Круминьш; Владимир Ткаченко; Александра Пахмутова; Александр Белостенный; Стефан Решко; Дмитрий Медведев; Станислав Богуш; Виталий Гинзбург; Олег (Альберт) Борисов; Антон Бобер; Сергей Кравченко; Сергей Ребров; Любош Михел; Флорин Лучиан Чернат; Владимир Лысенко; Александр Алиев; Андрей Щипанов; Роман Синицын; Алексей Улюкаев; Кикс Брукс; Кэтрин Моррис; Келли Макдональд; Кен Дженкинс; Невероятный Крескин; Куки Голлман; Керри Конран; Келли Коффи;
    11.11 Стиляги; Кейт Уолш; Малхаз Асатиани; Сергей Ковалец; Александр Алиев; Геннадий Литовченко; Анатолий Тимощук; Анатолий Заяев; Андрей Несмачный; Игорь Суркис; Владимир Бессонов; Пола Абдул; Лорен Айзли; Балис Сруога; Ричард Стил; Асанали Ашимов; Альберт Макашов; Анатолий Смиранин; Сулхан Цинцадзе; Иван Кашкин; Александра Пахмутова; Лолита Милявская (Лолита); Ксения Раппопорт; Лорейн Ньюман; Ларри Дэвид; Диди Скоццафава; Кевин Патрик Добсон; Марк Оуэн; Алена Бондарчук; Дмитрий Набоков; Игорь Старыгин; Сандра; Михаэль Грайс; Ларисса Мик; Дидье Илунга-Мбенга; Алексей Дымовский;

  • Hosted by uCoz