Автор: Наталия Колесова
Сайт: People's History
Источник информации: журнал "Культ Личностей", сентябрь/октябрь 1999.
Дом Хундертвассера в Вене (он так официально и называется в путеводителях) - зрелище невиданное. Даже не дом, а спектакль, какой-то средневековый миракль и мейерхольдовское ревю в одном флаконе. Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как главный элемент декора, нет двух окон одинаковой формы и размера, неровные стены, полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени. Прямо как в сказке "Ганс и Гретель": стены были из печенья, крышу покрывал пряник, а окна были из леденцов. Это муниципальное жилье - из самых дорогих в австрийской столице, но когда Дом закончили в 1986 году, от желающих поселиться в нем отбою не было.
Хотя, говорят, не все жильцы выдерживают долго. Во-первых, постоянно видят под окнами пялящихся туристов, во-вторых, устают, наверное, от неровных полов, особенно с похмелья. Все зависит от того, кто побеждает в душе квартиросъемщика - эстет или обыватель.
Репутация Хундертвассера - богатого и вызывающего художника - справедлива и поверхностна одновременно. Да, он владеет виллами в Нормандии, Венеции, Австрии и Новой Зеландии. В самом деле, почему бы художнику, придумавшему дизайн новозеландского флага, не обзавестись недвижимостью в Южном полушарии? На крыше Музея современного искусства (KunstHaus) в Вене, такого же веселого, безумного и цветастого, как Дом имени себя, Хундертвассер построил пентхауз, где проходит его частная жизнь. Правда, делится она в равной степени между вполне респектабельным старинным венским домом, Францией, Италией и милыми его сердцу экзотическими странами.
Все началось полвека назад, когда двадцатилетний юноша из еврейской семьи, от которой после 1943 года почти ничего не осталось, путешествуя по Италии, сменил собственное имя Фридерик Стовассер на более интернациональное и эстетичное - Фриденсрайх Хундертвассер. Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие. Сменяли друг друга города северной Италии, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия. Он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" ван Гога и рушащиеся церкви Аристарха Лентулова. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением. Сейчас, кстати, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus. Он увлекался теорией трансавтоматизма, был немного сюрреалистом, немного абстракционистом, не избежал влияния орнаментов и извивов архитектуры Гауди, но главное - в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 20-х годов от Филонова до конструктивистов. Хотя, когда видишь золотой купол над Домом или глазурованные разноцветные колонны у входа, почему-то вспоминается собор Василия Блаженного.
В любви в те далекие годы был несчастлив. Дважды женился - один раз в Гибралтаре, другой - в Японии. Первый брак продержался два года, второй - пять. Зато теперь известный на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто меняются, что вызывает зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. Хундертвассер всегда носит разные носки. Об этом вам расскажет каждый житель Вены - с восторгом или с презрением.
Он долгие годы эпатировал культурную общественность экстравагантными выходками. Вместе с художниками Эрнстом Фукстом и Арнульфом Райнером основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум"; читая лекции в гамбургской Академии изящных искусств, упорно рисовал вместе с Базоном Броком и Хербертом Шульцем "Бесконечную линию" - в результате курс лекций закончился скандалом. Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе "голое" выступление с манифестом-бойкотом называлось "Loose from Loos". Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.
Начал разрабатывать авторский дизайн фасадов, декларируя экологическую бескомпромиссность. Вообще взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.
Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур "Австрия представляет Хундертвассера континентам". Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, заскочил в Тель-Авив, Варшаву, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар... Можно смело брать географическую карту и повсюду ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд... Хундертвассер никогда не был в России, а жаль. Здесь бы его графика наверняка прижилась, он увидел бы воочию объекты своего вдохновения и главное - нашел бы аудиторию для своих экологических призывов, если бы, конечно, выдержал загазованность нашего воздуха.
Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира. Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения. "Человек и природа должны жить в гармонии", - декларировал Хундертвассер.
Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. "Конечно, идиотская идея, но вдохновляет", - усмехается художник. Он не признает амбиций вроде силы воли, образованности и перфекционизма. "Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде". Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.
В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное - не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр.
Как раз незадолго до этого Хундертвассер придумал модель "Катящихся гор". Ее-то он и воплотил в строительстве термального комплекса. Бад Блюмау превратился в уникальное произведение искусства. Несколько корпусов отеля построены в узнаваемой, так любимой некоторыми и ненавидимой другими, манере. Окошки домиков - как водится, разных размеров и форм - бессистемной россыпью оживляют и без того забавные фасады. При входе на территорию отеля стоят три источника (и три составные части?) - фонтан-трио фаллической формы, бьющий ключом. Все здания вписаны в причудливый местный ландшафт, поэтому крыши строений зеленятся травой и кустарниками, дома как бы выбираются из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедует на словах и реализует на деле.
В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества. Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.
А понятие красоты в творчестве художника-фантаста очень обширно. Он не считает зазорным браться за то, от чего любой мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что еще нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, например, дизайн жетонов для казино, видеть художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что бизнес это солидный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок и плакатов. Хундертвассер увлекается собственным проектом Библии и параллельно разрабатывает внешний дизайн для "Боинга В 757" германских линий "Кондор". Он строит летние деревни, рынки, оформляет книжные обложки для библиоклубов. Его произведения щедро разбросаны по миру. В Токио установлена инсталляция "Памятник часам XXI века". Если вас забросит в Португалию, на Восточном вокзале Лиссабона вы остановитесь перед грандиозным панно из изразцов "Погружение Атлантиды". Но уж в Вену-то европейцу заехать сам Бог велел. Так что смело оставляйте роскошные дворцы и музеи, Бельведер не заметит вашего отсутствия, простит вас и Отто Вагнер, автор блестящих зданий в югендстиле. Прямым ходом двигайтесь в сторону Ландштрассе, пробирайтесь сквозь зеленые джунгли растений, садитесь в кафе около KunstHaus, любуйтесь разноцветным витражом и думайте о том, что жизнь прекрасна.