Сайт: Википедия
Статья: Краткая биография
Дата публикации: 00.00.0000
Лев Кекушев родился в семье офицера в Вильно. Окончив виленскую гимназию, учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1883—1889). Проработав год в СПБ, переехал в Москву в 1890, cтажировался у С. С. Эйбушица, основал собственную архитектурную фирму в 1893. За время стажировки стал мастером прикладных технологий — ковки, гальванопластики, травления металлов и стекла.
В 1890-е гг., совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектирует инфрастуктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги. Впоследствии, расширил здание Ярославского вокзала.
В 1893 году Кекушев проектирует и строит первую московскую постройку в стиле модерн — доходный дом в Варсонофьевском переулке (в наше время перестроен с сохранением фасада, интерьер утрачен). В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеля и В. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерну Виктора Орта. Новомодный стиль моментально приобретает поддержку видных московских застройщиков (Якоб Рекк) и меценатов (Хлудовы, Морозовы). Известно, что особняк по Глазовскому переулку, дом 8, Кекушев строил для себя (1898—1899), но промышленник А. Г. Лист, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться.
В 1899 году Кекушев выигрывает конкурс на проект гостиницы «Метрополь», однако волей Саввы Мамонтова, организатора строительства, подряд достаётся Валькоту. После ареста Мамонтова новые владельцы нанимают Кекушева управлять строительством. «Ничто из прежней практики Валькота и близко не подходит к масштабам Метрополя. Участие Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта» (Брумфилд, гл. 3). Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженке (после развода дома на Остоженке достались его бывшей жене, А. И. Кекушевой).
Дом И. А. Миндовского, Поварская, 44, посольство Новой ЗеландииРасцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900—1903 гг. Он строит такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особняк И. А. Миндовского на Поварской (входивший в состав элитного квартала, спроектированного по заказу компании Якоба Рекка). Эти постройки отличает исключительная проработка интерьеров и декоративных металлических деталей.
После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект — ресторан «Эльдорадо» (1907) — был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает; исключая больницу в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов невыразительны.
М. B. Нащокина предполагает, что самоустранение Кекушева — последствие болезни, вероятно, психической. Смерть архитектора остаётся тайной — не известны ни год смерти, ни место погребения.
Сын архитектора, Николай Львович, стал известным авиатором. Награждён орденом Красного Знамени за боевые действия в Средней Азии в 1924. Бортмеханик полярной авиации в 1930-e годы, член экипажа П. Г. Головина, впервые высадившегося на Северный полюс 5 мая 1937 в ходе подготовки к высадке полярной экспедиции Ивана Папанина. В годы Великой Отечественной войны совершил 59 полётов на невооружённом Ли-2 в осаждённый Ленинград, вывозя блокадников на большую землю, cлужил в ВВС Северного флота. В 1948 арестован, сидел в джезказганских лагерях, выжил. Опубликовал книгу воспоминания («Звериада», М., 1991, [1]), однако она практически не касается обстоятельств жизни и смерти Л. Н. Кекушева.