Сайт: People's History
Статья: Заха Хадид
Родилась в Багдаде в 1950 году в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. В 11 лет, во время поездки в Англию, она решила, что хочет стать архитектором.
В 1972 году, после окончания Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказали советские конструктивисты, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считает ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, как он вспоминает, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей, особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.
В 1977 она присоединилась к мастерской Колхаса "ОМА", в 1980 - основала собственную архитектурную фирму "Zaha Hadid Architects".
Со своим оригинальным и бескомпромисным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, и продолжила проектировать и участвовать в конкурсах. Ее перевернутый небоскреб для английского города Лестера (1990) так и остался на бумаге, проект спортивного клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.
В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект Оперного театра залива Кардифф. Но застройщик испугался оригинальности ее дизайна, и после полутора лет конфликтов отказался от проекта.
Одним из первых ее реализованных зданий стала пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели Vitra, напоминающая бомбардировщик "Стелс" (1991-1993).
Ситуация кардинально изменилась в 1999 году, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США (октрылся в 2003 году). С этого момента Хадид стала одним из самых востребованных архитекторов мира.
Заха Хадид также постоянно занимается преподаванием, читая лекции и устраивая мастер-классы во многих странах мира.
Первую из своих многочисленных наград она получила в 1983, в 2004 Хадид стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию.
Живопись и рисунки Захи Хадид многократно выставлялись во многих странах; первой большой выставкой была ретроспектива в АА в 1983. Также крупные выставки прошли в нью-йоркском Музее Гуггенхайма (1978), Галерее GA в Токио (1985), Музее современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке (1988), Высшей школе современного дизайна Гарвардского университета (1994), зале ожидания Центрального Вокзала в Нью-Йорке (1995). Работы Хадид присутствуют во многих музейных коллекциях, в частности - МОМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).