Автор: Татьяна Новитченская
Сайт: Актеры советского кино
Детство
Александр Наумов родился 1 августа 1958 года совсем не в театральной семье. В школьные годы, как и все мальчишки, он увлекался футболом, а также с удовольствием посещал драмкружок. Получив заветный аттестат об окончании школы с приличными оценками, и окончательно решив стать актером, парень успешно поступил в Горьковское театральное училище.
Театр
В 1982 году, блестяще окончив именитый курс Соколоверова, Александр Наумов был зачислен в труппу Пензенского драмтеатра. Молодой актер, безусловно, посматривал "одним глазком на московские сцены", но серьезные планы побаивался строить, в Москве тогда как минимум нужна была прописка.
И когда Белякович, художественный руководитель театра на "Юго-Западе" приехал ставить в Пензу спектакль, Александра Наумова, как говориться, осенило: "в этом театре я хочу работать". К 1990-му году в театре "Юго-Запад" произошло очень много изменений, ушли актеры - из театра, из жизни... И его приняли.
В театре Александр Наумов сразу же был задействован практически во всех спектаклях и почти во всех - на главных ролях. Соленый в Чеховских "Трех сестрах" и Медведенко в "Чайке", Макдуф в "Макбет" по Шекспиру, Борщ Московский в постановке "Щи" и "Васька Пепел Вальпургиевой ночи", Иван Бездомный "На дне" по Максиму Горькому и Джон Смит в постановке "Слишком женатый таксист" по Куни.
Наумову хотелось бы с удовольствием сыграть и в одной из антреприз. "Но для этого нужно имя... фамилия, в антрепризе свои законы. Мне пока не светит", - рассуждает актер.
Кино
Кинематограф обратил внимание на Александра Наумова сравнительно недавно. Правда, актер быстренько попал в разряд самых снимаемых артистов. Отыграв успешно дебютную роль второго плана уравновешенного сотрудника КГБ в американском проекте далекого 1985 года "Белые ночи", Александр взял тринадцатилетнюю паузу и был приглашен уже в 1998 году в кино-фильм "Суперхирург" и следом в сериал "Самозванцы". А потом пошло-поехало, - роли посыпались обильным "дождем". В 2000 году актер только успевал переходить, а порой и "перебегать" с одного грима на другой. Роль второго плана Сотника в фильме "24 часа", многочисленные эпизоды в сериале "Маросейка", в ленте "Редакция" и во всех сезонах знаменитого "Марша Турецкого".
Кинозритель же стал узнавать Александра Наумова после Балабановского фильма "Брат-2". Актер убедительно и правдиво сыграл роль странноватого начальника охраны Хакина. Александр Наумов уверено набирал кинообороты, играя роли второго плана в знаменитом сериале 2001 года - "Дальнобойщики" и в картине "Школа Этуалей" – роль танцора Меринова, которому всегда что-то мешало. Настоящим же актерским воплощение 2002 года Александра Николаевича, со всеми его достоинствами и пороками, стала главная роль темпераментного следователя из провинции Стахова. Наумовский герой ценой жизни дочери расследовал дело в интересном по тематике и по изображению мистическом сериале "Глаза Ольги Корш". В герое Наумова казался какой-то дух, умело реализованный с хорошей киношной жутью, такое вот что-то непонятное и страшное.
В этом же году актер победоносно прошел по эпизодам в фильмах "Железнодорожный романс" и "Кодекс чести", а в 2003 – в мелодраме "Курорт особого назначения". Был отмечен талантливой игрой ролей второго плана взбалмошный Сербиченко в ленте "Звезда", сентиментальный литературный критик Любин-Любченко в комедии "Козленок в молоке". Один из главных сериалов первого канала 2003 года "Неотложка" несомненно, прибавил Александру Наумову популярности. Роль Городецкого, следователя по особо важным делам при ФСБ РОССИИ, воздыхателя главной героини - Надежды Михайловны бесспорно раскрыла новые грани его актерского дарования. Непонятный наумовский персонаж - вроде и гад, вроде и не гад… неизвестно что в следующий момент мог выкинуть и как себя повести.
Александр Наумов однозначно производил впечатление своей актерской игрой. Его необычайный актерский дар и виртуозное владение профессией позволяли говорить о нем как об одной из самых ярких звезд на небосклоне современного искусства. Созданные Наумовым интересные разнообразные экранные образы, принесли ему и широкую известность, и любовь зрителей. Одаренному актеру были подвластны и лирические, и комедийные образы. На редкость урожайным именно на такие роли и стал 2004 год. Главная роль года - роль честного героя подполковника, "Комиссара" по убеждениям, Олега Николаевича Панфилова в сериале "Русское лекарство". C этого года Александра Наумова можно смело отнести к сериальным актерам: "Операция "Цвет нации" и "Опера. Хроники убойного отдела" с ролью бывшего бандита Серы, который попытался жить по-другому.
И "Красная площадь" и наумовский Бакланов, следователь по особо важным делам при Ген Прокуратуре СССР, карьерист и просто гад, за что его в конце сериала и взорвали. И "Кодекс чести-2", роль необузданного Синего, и, конечно же, "Джек-пот для Золушки". Не осталось незамеченной и роль темпераментного Алекса в драме "Надежда уходит последней" и бойкого журналиста в цирке в "Личном номере" в этом же 2004 году.
Александр Наумов был органичен в фильмах любого жанра. В одном только 2005 году он сыграл и корыстолюбивого начальника охраны Орлова в боевике "Новый русский романс", и безногого "афганца" Алика с трагической судьбой, не выдержавшего того, что обманывал детей и бросившегося из-за этого под бензовоз в притче "Ловитор". И провинциального Мишу в мелодраме "Нечаянная радость", и с похотливыми наклонностями Григория Батурина в комедии "Развод и девичья фамилия". И запутавшегося клофелинщика в сериале "Возвращение Мухтара-2".В перерывах Наумов не забывал отыграть какой-нибудь интересный эпизод или в "Атамане", или в "Любовнице", или в "Своем человеке".
Фильмы 2006 года тоже были отмечены в фильмографии актера жанровым разнообразием: сериалы "Аэропорт-2", с блеском сыгранная роль степенного Валентина Воронцова, и "Гражданин начальник-3". И социальная драма "Червь", и безукоризненный созданный в ней образ Отца Сергея, и комедийный триллер "Патруль" с ответственным наумовским майором, а еще кинолента "Пять минут до метро" и ее герой миловидный Петр Лещинский. И даже самого закоренелого своего героя - злодея Наумов не рисовал сплошь "черным цветом", он находил для каждой роли бесконечное разнообразие красок: опер - сыщик Рябинин Михаил в "Экспертах", задумчивый Павел в "Ты мне снишься...", непонятный по поведению Шаркут в "Молодом Волкодаве".
И как всегда актер совсем не чурался эпизодов и с легкостью выходил за рамки сценария, внося в мрачный триллер-сериал "Возвращение Турецкого" элементы комедии. Роли отчима во "Взрослых играх" и Комяк в картине "Знахарь" в 2008 году лишний раз подтвердили славу интересного характерного актера. Удивительное мастерство позволило Александру Наумову наделить каждую роль подкупающим обаянием, выразительностью, необычайно живым темпераментом, привнесло в нее озорную стихию игры.
В 2009 году актер создал целую галерею не менее ярких и разноплановых образов, каждый из которых заслужил подробного и внимательного разбора и кинокритиков, и зрителей: Олег Викторович Назаров в сериале "Суд", Ивин а ленте "Папа Гамлета", неугомонный капитан Селезнев в третьем сезоне "Закона и порядка…", шеф Полины Петр Сергеевич в картине "Еще один шанс".
Личная жизнь
Александр Наумов женат, живет на Юго-Западе Москвы, у него здесь и вся семья, и родной театр. После нескольких гастролей с театром в Японию Наумов вдруг сделал для себя, по его мнению, великое открытие — раздельное питание, что надо есть крупы, например, отдельно от рыбы.
"Я просто смотрел, что японцы едят. Думаю: почему мне там так классно? Сколько бы ни съел, всегда легко себя чувствуешь! А все дело в хитростях питания. Или чай зеленый — после этих поездок в Японию я только зеленый чай пью. Черный у нас в семье вообще, по-моему, уже никто не пьет." А еще в плане здоровья, актер приучил себя после 6 вечера не есть. И это все для того, чтобы себя хоть чуть-чуть полюбить!