Сайт: Киномания.РУ
Родилась в Александрии (Египет) от отца-египтянина и матери-итальянки, уроженки Романьи. В пятилетнем возрасте переехала с семьей в Рим. Училась на курсах декламации «Санта-Чечилия» в 1921. Тогда же, с середины 20-х годов стала работать в театральной труппе Луиджи Чимары, играла в спектакле «Анна Кристи» по О'Нилу на сцене Театро делле Арти. В кино с 1934. В 1935 выходит замуж за режиссера Гоффредо Алессандрини, но через несколько лет с ним разводится. Среди первых ее проходных ролей заслуживает упоминание роль в исторической драме «Княжна Тараканова» (La principessa Tarakanova, 1938) Федора Оцепа. Ей приносит успех участие в фильме Витторио Де Сика «Тереза-Пятница» (Teresa Venerdi, 1941), где ей удалось создать народный женский образ, актрисы варьете. В это же время выступала на эстраде в паре с Тото. Вместе с Альдо Фабрици и Пеппино Де Филиппо участвовала в фольклорном фильме Марио Бонарда «Кампо де Фьори» (1943).
В программном фильме неореализма «Рим — открытый город» (Roma, Cittа Aperta, 1945) Роберто Росселлини исполнила классическую роль Пины — женщины из народа, участвующей в Сопротивлении. Темперамент, открытая экспрессивность чувств, внешняя фактурность и бесспорный талант сделали Маньяни ведущей актрисой итальянского неореализма. В этой стилистике исполняет разножанровые роли в «Депутатке Анджелины» (L'onorevole Angelina, 1947) Луиджи Дзампы, «Мечтах на дорогах» (Molti Sogni Per Le Strade, 1947) Марио Камерини, «Самой красивой» (Bellissima, 1951) Лукино Висконти. В годы розового неореализма, не пытаясь примениться к его коммерческим требованиям, пытается найти соответствующий своему таланту материал в фильмах «Золотая карета» (La Carosse D'or, 1952) Жана Ренуара, «Татуированная роза» (The Rose Tattoo, 1955, США, премия «Оскар») Даниела, «Дикий ветер» (Wild Is The Wind, 1957-1958, США) Джорджа Кьюкора (премия МКФ в Западном Берлине, 1958), «Сестра Летиция» (Suor Letizia, 1956) Марио Камерини, «Ад в городе» (Nella Citta L'inferno, 1958) Ренато Кастеллани.
Однако в новое время ее типаж все менее востребуется как неподобающий «эпохе экономического чуда». И лишь единственный из режиссеров молодой генерации Пьер-Паоло Пазолини поручает ей главную роль в фильме «Мама Рома» (Mamma Roma, 1962), в котором она не только воплотила материнское счастье и материнскую трагедию, но и выразила драму сильной личности, перемалываемой неумолимым временем. В 60-х годы снялась в нескольких проходных лентах. Сыграла главные роли в трех новеллах телефильма «Три женщины» (1971) Альберто Джаннетти. Прощанием с кино стала для нее участие в фильме Федерико Феллини «Рим» (Roma, 1972), где она в эпизоде сыграла сама себя Анну Маньяни.
P.S. Alexander Zhurovich
Прочел краткую биографию Анны Маньяни на вашем сайте, и вспомнил, как сама актриса в документальном фильме «Я — Анна Маньяни» возражала против того, что она родилась в Александрии. Этот миф, рассказывала актриса, появился из-за того, что она несколько раз навещала свою мать, уехавшую жить в Египет. Анна Маньяни родилась в Риме, она всей душой любила родной город, и потому ее воспринимали как символ, как мать Рима. И именно поэтому Федерико Феллини уговорил Анну сыграть саму себя в своем фильме «Рим».