Автор: Ольга Пирог
Сайт: People's History
Джереми Джон Айронс родился 19 сентября 1948 года на острове Уайт, принадлежащем Великобритании. Кино и театр для выросшего на маленьком острове мальчика были редким праздником. Может быть, поэтому, окончив школу, Айронс в 18 лет начал работать в театре в качестве ассистента заведующего сценической частью (в чьи обязанности входило главным образом подметать сцену). Затем он поступил на актерские курсы при бристольском театре "Олд Вик" и со временем стал не просто членом труппы, но и звездой бристольского театра, сыграв немало ролей в популярных театральных постановках.
Позже Айронс переезжает в Лондон, сыграв в Бристоле напоследок баптиста Джона в ставшем популярным мюзикле "Godspell". Уже в 1980 году он выступил в лондонском театре "Тhe Royal Shakespeare Company", а вскоре получил небольшую роль в биографической картине "Нижинский" Герберта Росса.
К концу 80-х годов Айронс из европейского кино переходит в Голливуд, но не снижает уровня психологического напряжения в характеристике своих персонажей. Оставаясь верным самому себе, он обретает подлинную известность, снявшись на телевидении в многосерийной инсценировке романа Ивлина Во "Возвращение в Брайтсхед". Одновременно он снялся в главной роли экранной версии "Женщины французского лейтенанта" (1981), хорошо встреченной публикой. Совпав по времени, обе эти экранизации представили зрителям молодого актера в ролях, внутренне связанных друг с другом, хотя и относящихся к хронологически разным периодам. В обоих он воплощал образ английского джентльмена, сдержанного, скупого на внешние проявления эмоций, но глубоко чувствующего и способного на серьезную душевную работу.
По собственному признанию актера, он "загружен интроспекцией, внутренней жизнью". Его внешний облик: резко очерченные скулы, заостренный подбородок, горящие карие глаза - дает все возможности для того, чтобы создать впечатление жесткой самодисциплины, равно как и страстей, бушующих под этой маской. Не случайно его дарованию так близко искусство драматурга Пинтера. Не случайно именно Айронс сыграл одну из ролей в экранизации пьесы Пинтера "Измена" (1983) - тонком психологическом исследовании мучительного любовного треугольника. В этой картине актер создал такие же потрясающие по психологической глубине образы, как и в картинах "Под луной"(1982), "Дикая утка" (1983) и "Предатель" (1983).
Репутация безукоризненного исполнителя ролей экранных джентльменов открыла Айронсу возможность участвовать в осуществлении давнего проекта, предназначавшегося некогда для известного итальянского режиссера Висконти, потом для Лоузи и снятого, наконец, режиссером Шлендорфом. Роль Чарльза Свана в экранизации первой книги эпопеи Пруста "В поисках утраченного времени" - "Любовь Свана" (1983) пусть и не стала крупным событием, но не уронила реноме актера. Сван Айронса - соединение слабости, меланхолии и одновременно упорства - был, пожалуй, главным достижением фильма. Актер сыграл свою роль настолько безукоризненно, что спас фильм от полного провала в прокате.
Вскоре Джереми Айронс принял приглашение на съемки в картине "Миссия" (1986) и не прогадал. Роль принесла ему номинацию на "Золотой Глобус" в категории "Лучшая актерская игра в драматическом фильме".
Популярность Айронса привлекла к нему внимание режиссера Дэвида Кроненберга, пригласившего ее на главные роли близнецов Беверли и Элиота Мантлей в фильме Dead Ringers (1988). Успех картины принес блистательному актеру сразу несколько престижных наград. Затем последовал образ в нашумевшей кинодраме Барбье Шредера "Поворот фортуны" (1989). За роль в этой ленте Айронс удостоился в 1991 году "Оскара" в номинации "Лучший актер", а его кинокарьера достигла своего пика. Так начался новый этап в творчестве британского киноидола, который обрел счастье и в кино, и на сцене, и в личной жизни.
Айронс женился вторым браком на актрисе Шинед Кьюсак, дочери известной британской актрисы Сирил Кьюсак. Вся семья сейчас обитает в окрестностях Оксфорда. Помимо актерства, Джереми от души наслаждается воспитанием своих отпрысков, которых у пары двое - Макс и Сэмюэл. Как и многие звезды киномира, актер сумел объединить приятное с полезным. Он практически не расстается со своими родными и всячески стремится к тому, чтобы даже самая заманчивая роль не оторвала его надолго от семьи. Такими были съемки картин "Водный мир" (1992) и "Ускользающая красота" (1996), где Айронс снялся вместе с супругой. Из многих хороших ролей Джереми Айронса в этот период можно отметить также роль Грубера в третьей части "Крепкого орешка", Кафки в одноименной картине 1991 года, а также образ Эстебана Труэбы в картине "Дом духов" (1993).
Год 1998 оказался неоднозначным для актерской карьеры Айронса - в костюмной картине "Человек в железной маске" с участием многих звезд он исполнил роль Арамиса. А вот экранизация Адрианом Лайном набоковской "Лолиты", в которой актер сыграл Гумберта, в широкий прокат в ханжеской Америке так и не вышла. Однако этот факт не поверг Айронса в уныние. Он объявил для себя небольшой перерыв и посвятил все свободное время и ожиданию действительно стоящих предложений. И уверенность актера в том, что кинематограф просто не сможет без него обойтись, полностью оправдались, когда в декабре 2000 года ему предложили роль в картине "Подземелье драконов", где вместе с ним блистала восходящая звезда Тора Берч.
Потрясающая роль обаятельно злодея, проложившая Айронсу дорогу в мир кино новой эпохи, заставила аналитиков кинобизнеса вновь задуматься над тем, в чем же секрет успеха этого уникального актера. По словам самого Джереми, все очень просто. Ни один из сыгранных им образов не стал его киноклеймом, вновь и вновь всплывая в памяти зрителей. Он не заработал себе амплуа злодея ни на экране, ни в жизни.
Будучи кумиром для молодого поколения "фабрики грез", Айронс никогда не подавлял своим авторитетом юных коллег по съемочной площадке. Он даже стал чем-то вроде психоаналитика для элиты Голливуда. Многие собратья Айронса по ремеслу часто жаловались ему на то, что сыгранные ими образы зачастую не находили должного отклика у зрителей. Сам же Айронс за долгие годы своей карьеры с такой проблемой не разу не столкнулся. Более того, карьера никогда не была для него абсолютным догматом при выборе той или иной роли. Вот как определяет Джереми Айронс секрет своего мастерства: "Надо думать, а не просто говорить. Слова возникают как продолжение мысли. В этом весь смысл актерского дела". И роли знаменитых людей, которые он теперь часто играет, это подтверждают.