Автор: Юрий Гладильщиков
Сайт: Известия
Статья: КРИСТИАН БЕЙЛ: "Я ТОЧНО БУДУ БЭТМЕНОМ, НО ВОТ БОНДОМ - ПОГЛЯДИМ"
- Глядя на вас сейчас, понимаю, что вы потеряли ради роли в фильме "Машинист" не много, а очень много килограммов. Ваш Машинист по имени Тревор выглядит как узник концлагеря. Как вам удалось сбросить вес и затем набрать его снова?
- Должен заметить, что набрать вес обратно намного легче (смеется). Но мне действительно удалось сбросить шестьдесят фунтов (примерно двадцать пять килограммов. - "Известия"). Оказалось, что труднее всего начало. Ты ведь не можешь на время голодания, а оно продолжалось четыре месяца, спрятаться от внешнего мира. Твое тело требует привычной еды, и ты находишься при этом в привычной домашней обстановке, зная, где стоит холодильник, ты продолжаешь вести социальную жизнь, которая всегда связана с едой, питьем, выпивкой, и должен каким-то образом от них отказываться. Ощущая при этом ресторанные запахи... А тут еще начинаешь постоянно взвешиваться, а вес почему-то не уходит, и ты нервничаешь: "Боже, ну давай же наконец!" А иногда, наоборот, утром подходишь к зеркалу и думаешь: неужели я еще способен дышать? В этой ситуации ни в коем случае нельзя злиться и проявлять нетерпение. Я очень-очень подумаю, прежде чем повторять подобный опыт. Только сверхособый сценарий, фильм, который достоин жертвы с твоей стороны, заставит меня сделать столь же экстремальный шаг. Зато знаете, до какой степени моя жена восхищается теперь мной как мужественной личностью?
- Ваш страдающий от бессонницы Машинист выглядит на экране смертельно уставшим. Как вы играли усталость?
- Я сам пытался не спать - недолго, разумеется, пару ночей, больше выдержать не мог. Либо же спал всего пару часов, а остальное время ночи просто сидел на кровати, уставившись в стену. Удивительно, но когда чувствуешь себя очень уставшим, в мозгах что-то происходит - и усталость даже доставляет удовольствие. Хотя бы потому, что в состоянии усталости легче ощущать себя другим, то есть собственно играть.
- Машинист Тревор читает ночами "Идиота" Достоевского. Вы вкладывали в это особый смысл?
- Я сам не читал "Идиота", но читал "Преступление и наказание" и вижу много общего между моим персонажем и Раскольниковым. Это общее в чувстве вины, которое их потаенно гложет. Кроме того, я читал "Двойника" и понимаю, что тема двойников в "Машинисте" тоже во многом навеяна Достоевским. Кстати, в сценарии двойник моего Тревора по имени Иван (Бейл, разумеется, произносит "Айвен") был внешне похож на него. Идея сделать его совсем другим, абсурдно не похожим и вообще чернокожим, кажется мне очень удачной, потому что запутывает зрителя и усиливает в фильме элемент триллера. А возвращаясь к Достоевскому, я вижу в фильме еще две отсылки к нему. Во-первых, явно не случайно, что многие персонажи носят русские имена: Мариа, Айвен, Николас. А во-вторых, мой персонаж обитает в воображаемом мире, который кажется ему единственно реальным. А Николас вдобавок страдает эпилепсией, как герой "Идиота"... видите, как много пересечений!
- Вы не опасались, что после "Американского психопата" вас начнут путать с вашим персонажем - яппи в кровавом угаре (фильм про то, что правильные яппи звереют от правильности, желают потреблять мир без ограничений, обладают внутренней тягой к насилию)? И что в современном мире это может вам реально повредить?
- Меня действительно часто спрашивали в интервью: "А много ли общего между вами и вашим психопатом?" Некоторые люди путали персонаж с фильмом, говоря, что фильм безнравственный, опасный, поскольку вокруг и без того много насилия. А фильм ведь сатирический, направленный против общества крайнего потребления. Но я не боюсь обвинений.
- Фамилия вашего "американского психопата" была Bateman, что означает "Бешеный" и пародирует имя Batman. Теперь вы будете именно Batman'ом, станете четвертым современным Бэтменом после Майкла Китона, снявшегося в двух первых фильмах Тима Бёртона, Вэла Килмера и Джорджа Клуни. Какой из предыдущих фильмов - ваш любимый?
- Я не могу сказать, что выделяю какой-то из фильмов. Но мне нравится сам по себе визуальный стиль "Бэтмена", даже его артистическая графичность, и нравится персонаж. Он не тупо позитивный, у него есть тайны и темная сторона, которую ему приходится преодолевать. Это герой, страдающий от раздвоенности. В новом фильме одним из мотивов станет душевная травма, которую он пережил в детстве, когда его родители-миллионеры были убиты на его глазах.
- Другие исполнители главных ролей в "Бэтмене-5" уже известны?
- Во всяком случае, будут играть Майкл Кейн и Кэтти Холмс.
- Вас не смущает, что после ролей в арт-фильмах (и в том "Машинисте", который хоть и ужастик, но авторский) вы теперь вроде бы переходите в ряд коммерческих звезд?
- А я не считаю "Бэтменов" исключительно коммерческими фильмами. Я всегда ощущал, что про этого персонажа можно снять по-настоящему хорошее кино. А когда узнал, что режиссером станет Кристофер Нолан (создатель знаменитого арт-триллера "Помни" с Гаем Пирсом и почти не менее модной среди киноманов "Бессонницы" с Аль Пачино и Робином Уильямсом. - "Известия"), то у меня пропали последние сомнения. Нолан - из тех режиссеров, кто абсолютно непредсказуем. Я испытываю к нему большое уважение. Насколько мне известно, он собирается использовать стиль самых ранних комиксов о Бэтмене, тем более что сам фильм будет о более молодых, чем обычно, годах героя.
- Известно также, что после новой серии бондианы будет в очередной раз (как всегда, с целью омоложения героя) сменен актер, исполняющий главную роль, то есть Пирс Броснан. И что вы первый среди тех, кого прочат в новейшие Джеймсы Бонды. Вас привлекает такая перспектива?
- Я не совсем понимаю, почему вообще ведутся разговоры о том, что на роль Бонда надо взять актера моего поколения, кому тридцать или около того. Для такого комического киносериала, как бондиана, гораздо больше подходит актер постарше, разве не так? Бонду должно быть сорок с чем-то. Он и по своему сознанию, и по идеологии фильма немножко папик, что и придает ему забавность.
- Вы знамениты тем, что в разных фильмах используете разные акценты. Есть ли некий актерский метод, который вы используете? Может, вы играете по Станиславскому?
- Я не понимаю, что такое "метод". Я просто люблю перевоплощаться, становиться другим. А изображать акценты - американские, английские, греческие - не слишком сложно. Акцент - всего лишь манипуляция мускулами рта, и часто он рождается сам собой, когда ты понимаешь, какое лицо у твоего персонажа, каков его характер, как он физически выглядит.
- Мы много говорили о раздвоенности ваших героев, о том, что они люди с темной стороной в душе. Сами вы светлая или темная личность?
- Я человек со склонностью к черному юмору.
Не ест мяса и не снимается в плохих фильмах
Кристиан Бейл разом прославился в мире и отделенном от него СССР в тринадцатилетнем возрасте в 1987 году: в мире - сыграв главную роль в "Империи солнца" Стивена Спилберга (английского мальчика, оказавшегося в Китае во время японской оккупации), у нас - благодаря роли в "Мио, мой Мио" Владимира Грамматикова. Ведущий мировой шоу-журнал Entertainment Weekly признал его одним из восьми главных культовых творцов 90-х годов: за высочайшую репутацию в Интернете (фанаты считают Бейла редким наряду с Джонни Деппом и почему-то Шоном Пенном актером, который не снимается - дословно - в дерьмовых фильмах) и за роль яппи-маньяка в "Американском психопате" по роману другого культового творца Брета Истона Эллиса (на нее пробовался и Леонардо Ди Каприо, но испугался, что роль повредит его позитивной репутации). Среди хитов Бейла последних лет, шедших у нас, "Детектив Шафт", "Выбор капитана Корели", "Власть огня" и "Эквилибриум", который продвинутые киноманы оценивают выше "Матрицы". Ради роли в "Машинисте" достаточно плотный по телосложению, хотя и высокий - за метр восемьдесят, Бейл дичайшим образом похудел.
Бейл родился 30 января 1974 года в Уэльсе. Его дед был каскадером и даже дублировал в двух фильмах великого Джона Уэйна. Известен как великолепный наездник, сноубордист, серфингист, а также любитель животных (они с женой держат дома двух собак и трех кошек). Для двух фильмов ранних 90-х, которые сделали его кумиром западных подростков ("Продавцы газет" и "Дети свинга"), специально обучился танцам и боевым искусствам. Подвержен многим прогрессивным модам (например, не ест красного мяса). Активист ряда общественных организаций и благотворительных фондов от "Гринписа" до Школы для уличных детей в Рио-де-Жанейро. Не любит рассказывать о личной жизни и подчеркивает, что ничего не хочет знать о личной жизни других актеров, поскольку лишь в этом случае верит в реальность изображаемых ими персонажей. В его творческой биографии действительно только качественные и иногда весьма неожиданные работы. Из того, о чем мы еще не говорили: он начинал в детстве в спектаклях на Вест-Энде в Лондоне, был партнером будущего мистера Бина - Роуэна Аткинсона, в 12-летнем возрасте сыграл царевича Алексея в популярном среди наших первых видеоманов мини-сериале "Анастасия: тайна Анны" (о якобы выжившей дочери Николая II), "Гамлета", точнее, Амледа в фильме 1994 года "Принц Ютланда" (поставленном по источникам, которые использовал Шекспир; короля с королевой там сыграли Гэбриел Бирн и Хелен Миррен, а Этель, то есть Офелию, Кейт Бекинсейл), а в конце 90-х отличился вместе с Эваном Макгрегором в культовом фильме о рождении глэм-рока "Бархатная золотая жила".