Автор: Мария Александрова
Сайт: People's History
Александр Балуев - один из тех актеров, кто прочно и при этом незаметно обосновался в российском кино. Если бы еще лет десять назад кто-нибудь спросил, что он за актер, то пришлось бы консультироваться у специалистов или погружаться в специальные справочники. А сегодня картины с участием Балуева выходят на экраны одна за другой и его знает в лицо вся страна. К тому же Балуева называют одним из секс-символов российского экрана. И пусть этот ярлык вешают у нас почти на каждого актера - все же это показатель популярности и всенародной любви.
Александр - чуть ли не первый русский актер, признанный западными продюсерами. Он сыграл в таких нашумевших блокбастерах как "Миротворец" и "Столкновение с бездной". При этом он обладает редкой для профессии актера чертой - скромностью, возможно, поэтому его имя крайне редко появляется в разделах светской хроники.
Родился Александр 6 декабря 1958 года в Москве. С детства Саша мечтал стать великим спортсменом: он хорошо играл в хоккей и хотел достичь на этом поприще больших высот. Его отец думал, что сын пойдет по его стопам и станет военным, но армейский уклад жизни был чужд Александру. И лишь любовь матери к театру, оперному искусству и балету оставила след в его душе и увлекла настолько, что по окончании школы он решил стать артистом. Целый год он работал электриком на "Мосфильме", а затем, со второй попытки, поступил в Школу-студию МХАТ, успешно закончив обучение в 1980 году.
Сразу несколько театров предложили Александру работу, но предстоящая служба в рядах Вооруженных Сил остановила его выбор на Театре Советской Армии. Прослужив в нем до 1986 года, Александр переходит к Валерию Фокину в театр имени Ермоловой. Там он играет главные роли в спектаклях "Второй год свободы", "Снег, недалеко от тюрьмы", "Калигула".
Не желая быть привязанным к одному театру и одному режиссеру, Александр в конце 80-х покидает и этот театр. Сейчас Балуева можно увидеть только в антрепризах, где, по его словам, он работает в свое удовольствие. "Я считаю, привыкание к определенному месту, к одному театру, к одному режиссеру закабаляет. Это уход актера - по своей природе, как мне кажется, довольно свободолюбивого и независимого человека - по доброй воле в рабство. В антрепризе приятнее. Там взаимоотношения более откровенные, независимые, выбранные по собственному желанию. Для любого артиста это очень важно".
По словам Балуева, девять лет после института кинорежиссеры его просто не замечали. Однако уже первые его шаги в кино были сопряжены с главными ролями. Так, в 1984 году вышел приключенческий фильм Александра Яновского "Егорка", а через пять лет - "Жена керосинщика" Кайдановского - режиссера, который стал своеобразным "крестным отцом" актера в большом кинематографе. С 1989 года Александра Балуева стали приглашать в кинопроекты все чаще. Так появились "Мусульманин" Хотиненко, где игра Балуева была отмечена премией "Ника" в номинации "Роль второго плана", потом - "Му-Му" Грымова и "Кризис среднего возраста" Сукачева.
К слову сказать, фильм "Му-Му" (1998), где Балуев исполнил главную роль, а его партнершами по площадке были Людмила Максакова и Ирина Апексимова, запомнился Александру необычностью характера его персонажа: "Для меня самое большое счастье - молчать на экране. А если посредством молчания тебе удается еще что-то передать, на мой взгляд, это высший класс для любого артиста". По признанию режиссера, он нарочно "был с ним (Балуевым) излишне холоден. В результате в его глазах в кадре читается совершенно определенная отстраненность - та изолированность немого человека от мира, которой я и добивался".
Александра Балуева тогда оценили как профессионала, но настоящая известность пришла только после того, как его принял Голливуд, а фильмы с его участием "Миротворец" и "Столкновение с бездной" прошли с большим успехом в нашем видеопрокате. В общей сложности он провел в Штатах около трех месяцев и во всех голливудских картинах снимался со звездами: Николь Кидман, Ванессой Рэдгрейв, Джорджем Клуни, Робертом Дюваллом, Мэг Райан, Расселом Кроу.
Сейчас Балуев один из самых востребованных российским кинематографом актеров среднего поколения. Его актерский диапазон не знает границ: с такой внешностью, как у него, можно играть не только героев боевиков. В арсенале его работ абсолютно разные роли, есть даже комедийные, например, в "Идеальной паре" Аллы Суриковой. А главные роли в сериалах "Каменская", "Маросейка, 12", "Нина. Расплата за любовь", "Спецназ", "Олигарх" и "Конец века" принесли Александру поистине народную зрительскую любовь, что всегда им ценилось больше, чем присвоение звания за его заслуги.
Одна из последних киноработ актера - в картине "Затворник" режиссера Егора Кончаловского. Герой Балуева - известный писатель Константин Стрелецкий, который живет практически в полной изоляции от мира. И, по всей видимости, ему есть, что скрывать. Но отважная студентка филфака МГУ Аня Скороходова пишет диплом, посвященный творчеству Стрелецкого, а потому ей необходима полная информация о писателе. После загадочного несчастного случая - смерти личного водителя Стрелецкого - Аня начинает собственное расследование... "Я старался сыграть человека, у которого есть все и который все испытал. Все, кроме любви. Поэтому его чувство к Анне - очень сильное, непривычное, переворачивающее душу", - говорит артист.
Однако, несмотря на создаваемые на экране образы, Александр по характеру мягкий и добрый человек. Недавно он перебрался из шумного центра Москвы в подмосковную деревушку, где построил себе настоящую деревенскую избу. О таком доме в глубинке актер мечтал давно.
Супруга Балуева Мария по национальности - полька, а по профессии - журналистка. Познакомились они в Коктебеле, где Александр снимался в фильме "Ричард Львиное Сердце", а Мария отдыхала. "Мне безумно нравится, когда женщина вносит в дом тепло и уют, - говорит Александр. - Это куда важней ее социального статуса. Одного не понимаю и не принимаю - это женщину в политике и в кикбоксинге! Мне кажется, что уже достаточно было укладывальщиц рельсов и асфальта, этого позора нашей страны! Женщина должна пробудить естественную востребованность мужчины. Если она каким-то образом дает понять, что нуждается в моей защите, я встану "с печи". А такие вещи как ум и внешность мне уже не так важны. Энциклопедические знания лишь отпугнут, обложечная красота оставит равнодушным. Мне нужна неправильность".