Сайт: People's History
Двадцатилетней девушкой пришла Дэвис в американский кинематограф. К этому времени она уже успела выступить на театральной сцене. Талантливой бродвейской актрисой сразу же заинтересовался Голливуд, но первая кинопроба прошла неудачно: сочли, что ее внешность недостаточно хороша для кино. Однако это не обескуражило дебютантку. В этой молоденькой девушке уже тогда чувствовались воля, упорство, умение твердо идти к намеченной цели. И вот наконец в 1930 г. Дэвис появилась в фильме 'Дурная сестра', где играла не героиню, а ее скромную родственницу. По-настоящему успешной стала лишь седьмая картина - 'Человек, который играл бога' (1932). Теперь она появлялась в облике коварных соблазнительниц ('Экс-леди', 1933; 'Туман над Фриско', 1934; 'Моды 1934 года' и др.). Наиболее интересной из картин Дэвис первого периода была 'Хижина в хлопчатнике' (1932), которая шла в СССР в 30-е годы под названием 'Предательство Марвина Блейка'. И хотя здесь она играла легкомысленную и избалованную дочку богатого плантатора - вульгарную девицу со стандартным набором средств соблазнения, то тут, то там проскальзывали какие-то нотки искренности, человечности, чего-то своего. Успехом стало и исполнение роли Милдред в экранизации романа Сомерсета Моэма 'Бремя страстей человеческих' (1934). Дэвис показала тут не просто англичанку, а представительницу колоритного слоя лондонцев - кокни - с их едким юмором и своеобразным диалектом. Нарушив голливудские каноны, актриса не побоялась показаться на экране некрасивой, плохо одетой, умирающей от туберкулеза в грязной комнатушке. За исполнение этой роли Дэвис была выдвинута на 'Оскар', но получила его лишь в следующем году за картину 'Опасная' (1935), где ее героиня-актриса пожертвовала любовью ради милосердия.
Второго 'Оскара' ей вручили три года спустя за фильм 'Иезавель', в котором она убедительно показала трансформацию характера героини от непомерной гордыни до полной покорности любящей женщины. Здесь особенно ясно видны и особенности актерского дарования Дэвис, предпочитающей слову движение, жест, выразительность фигуры. В главных эпизодах - приеме у героини, в банке, на балу - почти нет текста. Но, к примеру, в сцене ожидания Джулией приезда своего возлюбленного нетерпение, владеющее девушкой, выражается в том, как без всякой нужды она переносит с места на место вазы с цветами, перебирает лежащие на блюде фрукты. Еще в драматической школе преподавательница танцев говорила, что Дэвис владеет редким даром выражать эмоции пластически, всем телом, как танцовщица. В 'Ие-завели' эта особенность проявилась в полной мере. Умение держаться, двигаться, носить одежду сделали некрасивую в общем-то актрису настоящей красавицей.
С именем режиссера Уильяма Уайлера связан и второй крупнейший успех Дэвис - исполнение роли Реджины Гидденс в фильме 'Лисички'' (1941) - экранизации известной пьесы Лилиан Хеллман. Участие в нем позволило актрисе закончить портрет того типа женщины, штрихи к которому она набрасывала в большинстве своих предыдущих удачных работ. Жестокосердие и цинизм - вот главные движущие силы этого неукротимого характера. А цель одна - богатство и власть, ради которых она готова даже на убийство мужа.
Резонанс этой роли был настолько велик, что в 1941 г. Дэвис избрали президентом Американской академии киноискусства, и она стала первой женщиной, удостоившейся этого высокого поста. Актриса всегда придерживалась весьма прогрессивных взглядов, была ярой сторонницей Рузвельта и активным борцом против фашизма. В годы войны снялась в антинацистском фильме 'Стража на Рейне' (1943). В 50-е - годы засилья маккартизма в США - Дэвис выступила в 'Центре бури' (1956) и во 'Все о Еве' (1950) - в глубинной сути своей антимак-картистских картинах. Последняя - рассказ о предательстве, а именно оно было наиболее характерной чертой маккартистских процессов. Встретившись на съемках с актером Гэри Меррилом, Дэвис влюбилась в него, хотя он был значительно моложе, и вышла замуж. Но в семейной жизни актрисе не везло: сказывался тот самый независимый характер, актриса, который она столько раз показывала на экране. Первый раз она связала себя узами брака в 1932 г. с другом юности - джазовым музыкантом, с которым разошлась через семь лет. Второй муж - управляющий гостиницей - погиб в результате несчастного случая. Третий - изменил ей с прислугой и при разводе потребовал алименты. Союз с Меррилом также оказался недолговечным.
В 'Приятном событии' (1956, в нашем прокате - 'Свадебный завтрак'), вышедшем на экран вскоре после их разрыва, зрители увидели на экране совсем новую Дэвис - старую женщину с грузной фигурой, тяжелой походкой и мешками под глазами. Здесь она впервые сыграла главу рабочей семьи и сделала это весьма убедительно.
После успеха в 1962 г. фильма 'Что случилось с Бэби ДжейнN', где Дэвис показала злобную и жестокую старую женщину, эти роли стали постоянным ее амплуа. Такова она и в 'Мертвом двойнике' (1964), и в 'Куда ушла любовьN' (1964), и в 'Нянюшке' (1965) и др. Последняя значительная работа актрисы - в 'Августовских китах' (1987), где она предстала слепой старухой с плохим характером.
Фильмография:
'Семя', 1931; 'Обратный путь домой', 1931; 'Угроза', 1932; 'Дом ада', 1932; 'Такой большой', 1932; 'Богатые всегда с нами', 1932; 'Трое вместе', 1932; 'Темная лошадка'. 1932; '20 000 лет в Синг-Синге', 1933; 'Парашютист', 1933; 'Рабочий человек', 1933; 'Бюро исчезнувших лиц', 1933; 'Большое потрясение', 1934; 'Джимми-фрайер', 1934; 'Домохозяйка', 1934; 'Пограничный городок', 1935; 'Девушка с десятой авеню', 1935; 'Женщина с первой полосы', 1935; 'Специальный агент', 1935; 'Окаменевший лес', 1936; 'Золотая стрела', 1936; 'Сатана встретил леди'. 1936; 'Меченая женщина', 1937; 'Кид Галахэд', 1937; 'Я ищу любви', 1937; 'Та самая женщина', 1937; 'Сестры', 1938; 'Мрачная победа', 1939; 'Хуарец', 1939; 'Старая дева', 1939; 'Частная жизнь Елизаветы и Эссекса', 1939; 'Все и небо в придачу', 1940; 'Письмо', 1940; 'Великая ложь', 1941; 'Невеста прибыла наложенным платежом', 1941; 'Человек, который пришел к обеду', 1941; 'В этом наша жизнь', 1942; 'Вперед, путешественник', 1942; 'Благодарите ваши счастливые звезды', 1943; 'Старый знакомый', 1943; 'Мистер Скеф-фингтон', 1944; 'Голливудская столовая', 1944; 'Зеленые всходы', 1945; 'Украденная жизнь', 1946; 'Обман', 1946; 'Зимняя встреча', 1948; 'Июньская невеста', 1948; 'За лесом', 1949; 'Плата по требованию', 1951; 'Яд другого человека', 1951; 'Телефонный звонок незнакомца', 1952; 'Звезда', 1952; 'Королева-девственница', 1955; 'Джон Поль Джонс', 1959; 'Козел отпущения', 1959; 'Мешок чудес', 1961; 'Скука', 1963; 'Тише, тише, дорогая Шарлотта', 1964; 'Годовщина', 1967; 'Смежные комнаты', 1969; 'Банни 0'Хэйр', 1971; т/ф 'Мадам Син', 1972; т/ф 'Судья и Джейк Уайлер', 1972; 'Игра в карты по-научному' , 1972; т/ф 'Кричи, красотка Пегги', 1973; 'Сожженные дары', 1976; т/ф 'Исчезновение Эйми', 1976; т/ф 'Мрачная тайна Харвест-хоума', 1978; 'Возвращение с горы ведьм', 1978; 'Смерть на Ниле' 1978 (у нас - 'Роковое путешествие'); т/ф 'Чужие: история матери и дочери', 1979; т/ф 'Белая мама', 1980; 'Наблюдатель в лесах', 1980; т/ф 'Устремленная в небо', 1980; т/ф 'Семейное воссоединение', 1981; т/ф 'Рояль для миссис Чимино', 1981; т/ф 'Маленькая Глория наконец счастлива', 1982; т/ф 'Право выбора пути', 1983; т/ф 'Отель', 1983; т/ф 'Убийство с помощью зеркал', 1985; 'Злая мачеха', 1989.