Автор: Людмила Кирдина
Сайт: People's History
Аарон Дуглас родился 26 мая 1899 г. в Канзасе. Сегодня у него милиионы почитателей его таланта: в историю искусства он вошёл как художник Гарлемского Ренессанса.
«Это был период расцвета афроамериканской культуры. До него культура афроамериканцев и ее влияние на обширную американскую культуру не получали осознанного признания», — говорит Лабан Каррик Хилл, автор книги, посвященной культурной истории Гарлемского ренессанса.
Америка впервые увидела не просто чернокожего, который десятилетиями не мог заставить себя уважать, а совершенно другого человека — образованного, высококультурного члена приличного американского общества.
Это культурное движение относится к 20-м – началу 30-х годов прошлого века. Лабан Каррик Хилл рассказывает о связи движения с влиятельным афроамериканским историком и социологом Уильямом Дюбуа: «История Гарлемского ренессанса – это также и история жизни Дюбуа. Он фактически начал все это, поставив вопрос о том, чего афроамериканцы должны ожидать от американского общества. Он играл ведущую роль в привлечении людей в Гарлем, в оказании им поддержки, в превращении их деятельности и музыки в достояние общественности».
Огромную роль в деятельности Дюбуа играл Аарон Дуглас, который, по выражению Хилла, служил ярчайшим воплощением философии «новых афроамериканцев»: «Его прозвали «художником Гарлемского ренессанса». Он создавал иллюстрации, навеянные джазом. В его росписях прослеживается история: Африка, вывоз оттуда невольников, рабство, период после Гражданской войны – и Гарлем, эпоха джаза».
Как передовой художник, он совместил угловые кубистические ритмы и динамизм искусства-deco с традиционной скульптурой африканца и афроамериканца. Его действенные идеи, их художническая форма, авторский замысел, память об афроамериканском народе, фольклорность и вера в свои силы произвели самое мощное наследие ренессанса Харлем и имели огромнейшее значение для истории искусства.
Его стиль – это смешение египетского, африканского и европейского. Кажется, невозможно собрать воедино все эти стили и дать им какую-то новую гармоничную жизнь. У Аарона это получилось.
В своих интервью он не уставал рассказывать о том, что в мир искусства и красоты его привела именно мать. Как-то раз она принесла домой журнал. В нём было очень много иллюстраций, но особенно его захватила картина Таннера. Он часами сидел за столом и разглядывал её, пытаясь осознать, сможет ли он стать художником. Просидев в такой позе несколько часов, он понял, что рисовать картины – это то, чем он хочет заниматься в своей жизни.