Сайт: EYREVAN.RU
Акоп Акопян родился 24 мая 1923 года в Александрии (Египет), куда, спасаясь от резни 1915г, перебралась его семья. В 9 лет родители отправили его учиться в армянскую школу на Кипр. В 1941 году он возвратился в Александрию и поступил на текстильную фабрику (надо было помогать семье).
Спустя три года Акоп перехал в Каир, стал работать дизайнером и поступил в Каирскую Королевскую высшую художественную академию. Здесь в юноше пробудилась страсть к рисованию, захватывающая его все сильнее: в 1952 году он отправился учиться в Париж - Мекку художников – где закончил Академию Гран-Шомиер.
В 1953 году в Бухаресте проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Картина, выставленная под псевдонимом Эмиль, получила вторую премию фестиваля. Автором картины был Акоп Акопян, и он передал ее в дар советской делегации. “Меня всегда волновало сознание духовной связи с родиной, и я всегда стремился сделать эту связь ощутимой: жить на родной земле, постоянно общаться со своим народом, своей страной. Истинной целью моей поездки в Париж была мечта уехать оттуда на родину. Но в те годы мне не удалось осуществить мою мечту.”
Прошло целых девять лет, пока Акоп Акопян вместе с семьей смог перебраться на свою истинную родину, в Армению. С 1962 года он живет в Ленинакане. В 1967 году ,был избран депутатом Верховного Совета Армянской ССР,в 1977 году удостоен Государственной премии Армении и звания Народного художника республики, в 1987г. получил Государственную премию СССР за создание серии высокохудожественных акварелей.
“С самого начала после возвращения - я жил тогда в Ленинакане – я почувствовал: связь с родной землей должна осуществляться у меня через пейзаж, потому что чем ближе знакомился с армянской природой, тем вернее поддавался ее животворной и таинственной власти. Армения - страна горная, и я повсюду видел крутизну, подъемы, изломы линий, которые родственны по своему характеру людям подвижным, жизнерадостным. Характер Сарьяна, например, олицетворяет саму душу нашей природы. Таков и Минас, которому удалось по-своему, как никому до него, взглянуть на отчую землю. Оба эти художника являют для меня неповторимый в своей чистоте пример исконно армянского национального духа и характера. Мне трудно было поначалу приспособиться к армянскому пейзажу, мой характер был иным. Я принялся искать ландшафты, которые соответствовали бы складу моей натуры, а работая над пейзажами, строил их по горизонтально-вертикальной линейной схеме, способной выразить спокойное, наиболее статичное состояние”.
“Чем велик Акоп Акопян? Боюсь, что мой ответ окажется банальным до приторности: тем, что он видит мир так, как не видит его никто другой. Акоп видит мир не только линиями пространства, но и цветом, секрет которого ведом ему одному. Он срывает покров с натуры, будь то пейзаж, человек, перчатки.
Он проникает в глубь предмета.
В Акопе Акопяне явился синтез двух древнейших культур. Про Сарьяна говорят, что он красочен, декоративен. Акоп вернул армянской живописи суровую изначальность ее колорита, встречающуюся иногда на древних армянских иконах.
Акоп Акопян правдив, аналитичен, щедр. Но он же беспокоен, агрессивен, мучителен. Он не льстит родной земле, но разговаривает с ней на равных.
Акоп не занял в искусстве чужого места, но пустил в нем новую ветвь, которая к зрелости расцвела пышно и красочно. Акоп не последователь, но пролагатель. Немногим творцам выпадает такая славная участь.” /из очерка "Щедрый Акоп", авт. А.П.Злобин/