Автор: Анастасия Киселева, Анна Кузина
Сайт: People's History
-Как ты оцениваешь театральную ситуацию в Киеве на сегодняшний день?
-Вообще театральная ситуация в Киеве очень грустная.
В последнее время нет ничего нового, интересного. И такое ощущение, что люди перестали заниматься театром в удовольствие.
-Самому бы хотелось исправить это всё, создать, может быть, свою студию?
-Одно знаю, я разочарован в репертуарном театре как таковом. Я не вижу в этом воздуха, жизни. Шесть лет хожу сюда, и появилось что-то такое - а зачем это мне за такие деньги? То есть получается и не для души, и не заработок. И задаёшься вопросом - зачем тогда это надо? Для души перестало получаться в последнее время, но не то чтобы я играл свои спектакли спустя рукава, наоборот, я свою работу выполняю добросовестно, честно, играю с удовольствием, но: Бог его знает, репертуарный театр - это система порочная, совковая, государственная зарплата, труппа, некие обязанности: за сорок пять минут до начала спектакля прибыть, за пять минут до начала репетиции прибыть, если ты опоздал - объяснительная и т. д. и т. п. А меня, как человека взрослого и творческого это немножко иногда харит.
Мне нравится такой подход, когда режиссёр выбирает себе артистов и делает предложение артисту играть, и артист может отказаться, но в репертуарном театре такого нет. Ты назначен приказом на такую-то роль и всё, а я, например, этого не хочу. Меня, как творческого человека, по тем или иным причинам не устраивает, может быть, или личность режиссёра, или материал, или роль, или я уже это играл и мне не интересно. Здесь в театре я не имею такого выбора. В Москве, допустим, есть антреприза - такой вариант, где режиссёр с продюссером приглашают каких-то известных актёров, пробуют, выбирают, пусть это будет в форме проб, их приглашают посмотреть, почитать -- вот так я согласен работать. Это моя мечта - работать в театре, заниматься по-настоящему своим любимым делом и ещё получать за это деньги, и чтобы не болела голова из-за того, что тебе надо бежать на какую-то озвучку, или на какую-то рекламу, или в каком-то клипе Астраи сниматься, чтобы схватить какую-то копейку.
-Может, это от руководства зависит?
На самом деле, у нас в театре руководство самое приемлемое, какое только может быть в Киеве. Я знаю ситуацию в том же Франка, Лесе, ТЮЗе, Молодёжке, т. е. ситуацию в репертуарных театрах. У нас ситуация в принципе лучше. Я очень благодарен нашему художественному руководителю Митницкому, он меня отпускает на все съёмки, относится с пониманием, а я знаю, что в других театрах за это щемят, не пускают артистов сниматься в кино, какие-то препятствия создают, здесь в этом плане очень удобно и хорошо. У меня никогда не было таких проблем, чтобы меня не отпустили на съёмки или ещё что-то...
-Больше нравится в театре или в кино?
-Больше нравится в театре, театр я знаю, я его люблю, чувствую, я люблю переживать.
-А 'Буржуй' понравился?
-Ну, всё ведь познаётся в сравнении. Если сравнивать с другими сериалами, то сериал 'День рождения Буржуя' намного художественнее, правильнее и, в принципе, настоящий. Он гораздо ближе к кино, чем всё остальное.
-Почувствовал ли ты, что после 'Буржуя' людей в театр стало ходить больше?
-Нет, у меня всегда, слава Богу, была своя театральная публика, и на 'Комедии о прелести греха', и на 'Мелком бесе', и на 'Немного вина:' всегда зал был полный, поэтому какого-то скачка популярности после 'Буржуя' я не почувствовал. Разве что стали больше узнавать на улице.
-Из Москвы были предложения после показа 'Буржуя'?
-Нет, ничего. Москва с трудом пускает к себе, там всё занято, там ниша, там волки рвут всё.
-В Киеве такого нет?
-Конечно нет. Мы вообще разные люди - украинцы и русские.
-Ты украинец?
-Я здесь живу. Мне гораздо ближе город Киев по энергии, по атмосфере нежели Москва, а я часто бываю в Москве.
-А Ивано-Франковск родной?
-Да, мой родной маленький городишко.
-Если бы предложили работу в Москве, поехал бы?
-Да, если бы предложили, поехал бы.
-За деньгами или за возможностью раскрыться?
-За всем.
-А в Украине с кино совсем плохо?
-Ну, с кино понемножку, понемножку что-то начинается: В Москве снимают на Мосфильме шестьдесят фильмов в год, шестьдесят! То есть пять-шесть картин из них всё равно будут хорошими. Там есть титаны, т. е. режиссёры с мировым именем, фильмы которых ездят в Канны и прочее, и прочее, а в Украине где они? Но, конечно, самое больное место - это театр. А в Москве есть такая возможность - работать в театральных проектах, в антрепризах и зарабатывать деньги. И они же сразу отбивают эти деньги. Здесь ситуация какая-то идиотская.
-За державу обидно?
-За державу обидно страшно, и за людей богатых тоже. Потому что в Москве люди научились 'отбивать' деньги и на театре, и в кино.
-Хорошо, Виталий, есть ты, но наверняка есть ещё много таких как ты, которые могли бы сделать хорошее кино или поставить что-то в театре. Почему бы не собраться?
-Думаешь, мы не разговариваем об этом с тем же Юрой Одиноким или Димой Богомазовым? Мы говорим об этом, вопрос только в одном - в деньгах. Ну вот смотри: берём, например, артистов - Линецкого, Горянского, Алексея Горбунова, сестёр Сумских, Хостика, т. е. собираем команду актёров, которых знают на Украине. Берём материал, который, в принципе, всех устраивает, берём хорошего режиссёра. И под эти фамилии, под известность можно ведь собрать деньги и сделать какой-то проект, а потом прокатать, допустим, по городам Украины и вернуть затраченные деньги обратно. Но вот почему этого нельзя сделать? В Украине, в принципе, Жолдак - единственный, кто под свои театральные проекты может найти бабки.
-Он тебя никогда не приглашал?
-Нет, не приглашал. У нас с ним довольно странные отношения.
-Ты ведь раньше играл в ТЮЗе? Как попал в Театр драмы и комедии?
-Я ведь до ТЮЗа работал в Ивано-Франковске где-то год, потом приехал в Киев - работы не было. Андрей Критенко, с которым знакомы были с института, ставил тогда сказку, посмотрели меня. Мне в то время было, в принципе, всё равно, лишь бы в Ивано-Франковске не работать, зацепиться в Киеве. И в ТЮЗе мне казалось ничего так, в центре здание хорошее такое, гримёрки уютные, диваны стоят, да и зарплата там была неплохая. Приятно после Ивано-Франковска, на контрасте. Я проработал ТЮЗе один или два сезона, а потом, в какой-то момент, стало немножко грустно. А здесь звали Дима Богомазов, Юра Одинокий.
-По блату, значит?
-Нет, у меня здесь было прослушивание. Я везде проходил прослушивание, в принципе, процедура эта нормальная, но жёсткая.
-Интересная?
-Жуткая. Я со школы ненавидел сдавать экзамены, и поэтому меня всегда начинало немного подколбашивать: вот ты прошёл какой-то этап, а теперь ты должен сдать экзамен, чтобы доказать кому-то: Хотя, конечно, ничего страшного в этом нет, но процедура сама по себе не особо приятная. Может, сейчас мне было бы легче всё это вынести, а тогда я очень переживал. Я прослушивался в ТЮЗ, потом, когда Митницкий был в Леси Украинки, я прослушивался в Леси Украинки:
-Не прошёл?
-Нет, всё было нормально, были свои сложности, но на сбор труппы я пришёл. Как раз тогда Митницкого сняли, я пришёл, посмотрел и свалил. Митницкий вернулся в "драмы и комедии". Мы ж пришли из ТЮЗа целой командой - я, Светка Орличенко, Саша Гетманский. Тогда в 1995 году из ТЮЗа вообще семь человек ушло, людей играющих и настоящих. И в связи с этим мне позиция художественного руководителя ТЮЗа Виктора Сергеевича Гирича всегда была непонятной, он не держал абсолютно. У меня такое ощущение, что ему было даже в кайф, когда от него уходят. Раздражало его, когда я улыбался - в каждой улыбке какую-то подковыку искал.
-Ты играл у Одинокого, Богомазова, Митницкого.Разные режиссёры?
-Да, совершенно разные. Хоть они и ученики Митницкого, подход к театральному делу особенный у всех, у каждого присутствует свой стиль. Сейчас к нам пришёл репетировать Липцин, он долгое время был в Америке, а сейчас приехал ставить к нам, тоже очень интересный дядька. Мне было интересно и с Митницким, и с Одиноким, и с Богомазовым, потому что все они, действительно, люди переживающие, и они слышат хорошо, слышат и понимают. Какие-то были сложности именно на сцене, на площадке, но, тот же Митницкий может позвонить через некоторое время и сказать: 'Ты знаешь, ты был прав, действительно, эту сцену лучше так-то играть'. То есть настоящая творческая атмосфера.
-Любишь постоянство?
-Я не знаю, у меня, в принципе, не было состояния постоянства даже в браке.
-Но ты же женат?
-Да, жена есть, всё хорошо, но ощущения, что это навсегда и постоянно - нет.
-Ждёшь чего-то новенького?
-Чего-то новенького? Что новенькая жена появится? (смеётся) Ой, не знаю, новенького: Ждёшь, конечно, мечтаешь и думаешь, а вдруг, а вдруг, а вдруг: Я, как ребёнком мечтал и придумывал всякую фигню, так и сейчас, смотрю на себя - ничего не изменилось. Намудришь себе, намечтаешь - эх, как было б классно!.. Но сейчас мечты приобретают некую другую форму, форму желания, иллюзии и фантазии хочется превратить во что-то более реальное. Есть желание что-то сделать, чего-то добиться, но пока это нереально. Недавно был день рождения - 30 лет. Это сложный возраст. Раньше я как-то не придавал значения такому понятию, как кризис среднего возраста. На самом деле такая штука действительно присутствует. Знаешь, в принципе, наперёд, что будет дальше. И это касается всего - работы той или иной, с тем или иным режиссёром - ты заранее знаешь результат. Так и общение в жизни, достаточно посмотреть на человека, чтобы понять, чем это всё может закончиться - с девушкой, женщиной:
Появляется некая грусть по поводу своего существования. А что ты сделал, что нужно тебе и т. д. Но это всё надо осознать и спокойно пережить. То же самое и в актёрской профессии. Я всегда хотел кино какого-то большого, настоящего. В принципе, все понимают, все хотят хорошо работать, будь это сериал, озвучка, реклама, театр. Все хотят сделать это профессионально, добротно, чтоб это устраивало и тебя, и режиссёра: Но все понимают, что создать что-то настоящее, чтобы трогало, это сложно.
-А на Подоле ты как оказался?
-Я когда учился в институте, сидел рядом с домом, в котором сейчас живу, и думал, как кайфно было бы здесь жить. Три года снимал квартиру на Братской.
Театр дал мне двухкомнатную квартиру, но на Троещине, это вообще чудо - в наше время получить квартиру неожиданно, я её продал, хотел купить на Подоле. Хорошее место, у меня с балкона видно Андреевскую церковь, Софию:
-Андреевский спуск, наверное, любимое место?
-Я не знаю. Мне здесь очень нравится, люблю прогуливаться, вояжики такие совершать туда-сюда, место спокойное, курортное. Чувствуешь себя далеко от суеты, от города.
-Почему "Театральный"?
А я смешил всех в классе. Сидел и смешил. Смеялся на уроках. Учителя говорили: "Мальчик умный, хороший, но смеётся всё время. Не глупый же мальчик, но смеётся всё время. Смешно ему". Пародировать? Нет, не нравилось. Просто что-то такое сделать, чтобы было всем смешно. Для хорошего настроения.
Друзья со школы остались. Все хорошие люди. Есть пару одноклассников, которые тоже живут в Киеве, в Ивано-Франковске есть один товарищ. Да, общаюсь.
-Писать пробовал?
-Я пробовал ковыряться ручкой. Вообще я не люблю писать, страшно. Еще со школьной скамьи.
-А печатать?
-Печатать? Компьютер? Нет, зачем он мне?! Я не разбираюсь в кнопках. Я бегу от всяческой техники. Так: "А-а-а!".
-Вернемся к театру. Приходится много гастролировать? Небось, пол-Европы объездил?
-Были гастроли. В Питер два года подряд ездили на фестиваль "Балтийский дом" - фестиваль русских театров стран СНГ. Возили "Мелкий бес". А в Европе был только один раз. Да, в прочем, почему в Европе, вообще за границей.
В Париже проходила акция "Дни Украины во Франции". Хозяева частного театра в Париже пригласили нас со спектаклем "Немного вина". Хороший спектакль. Нас трое и декораций мало. ( Вот сейчас приглашали в Грузию с этим спектаклем. Отказались. Тревожно: Скоро буду жалеть, что отказался.). Шикарный театр в центре Парижа, забыл, как называется. Ну, конечно, офигенно. Мы там пробыли неделю. ( -Parle vous fransais? -Да какой там. Я вообще не шпрехаю. Это еще одна причина. И как себя заставить выучить этот язык? Не знаю:). Мы там играли. Нам сняли частный дом, такой большой, недалеко от центра. Трехэтажный дом с таким маленьким двориком, мы там жили. Нам набили холодильник и дали денег хороших. Гонорар получили, гуляли по Парижу. О чем ты говоришь! Такой кайф! Такие воспоминания приятные: Покурив марихуану, гулять по Парижу с маленькой бутылочкой "Whiskey" в кармане. Что еще надо? Нифига! Первый день в Париже: набережная Сены, собор Notre Damme и салют минут на 45. Нет, не в нашу честь (смеется), у них там какой-то праздник был. Так вот. Разложен сыр, вино, все такое, салют, музыка. Пароходики плавают, молодежь курит марихуану спокойно. Подъезжает полицейская машина, спрашивают: "У вас все в порядке?" и дальше проезжает. Как же так? Нереально, совсем другой мир.
Мне хочется одного: получать за свой труд нормальные деньги. Тяжело, получая 230 гривен, быть душой и телом в театре. Среди репертуарных театров - "Левобережный" меня устраивает на 100%. Хотя я начал уставать и от репертуарного театра, от формы приказа, от неподчинения приказам, а получается, что без этого нельзя в репертуарном театре.
Работаем, слава Богу, много. Сейчас снялся у Сережи Моталужко в короткометражном кино, сценарий давным-давно написал Миша Ильенко. Рабочее название было "Осторожно", сейчас не знаю, каким оно будет. В "Театре на Левом берегу" 14 декабря будет премьера "Не боюсь Вирджинии Вульф" в постановке Липцина. 3 декабря еду в Одессу на сьемки к Кире Муратовой. Приятно, что дергают, приятно, что Кира Муратова. Попков запустил сериал, рабочее название "Кукла". На будущее есть желание у Димы Богомазова сделать "Записки юного врача" по М.Булгакову. На "Интере" в Новогоднем шоу "Вечера на хуторе" снялся в роли Дьяка, правда порезали мне роль. С удовольствием снялся. Все надо делать с удовольствием.
Пока. Целую.