Автор: Виталий Вульф
Сайт: People's History
Московский Художественный театр открылся 14 октября (по старому стилю) 1898 года спектаклем "Царь Федор Иоаннович". Вишневский играл Бориса Годунова. Ему было 35 лет, он много играл в провинции, был страстной любовью великой русской актрисы Гликерии Николаевны Федотовой. Дамы всегда обожали этого актера и красавца-мужчину. Федотова и рекомендовала его Станиславскому в новую труппу. Он был человеком необузданного темперамента, умел играть не только романтических героев, но и характерные роли.
Во мхатовском спектакле "Дядя Ваня" Вишневский был первым исполнителем заглавной роли. Немирович-Данченко писал Чехову в 1899 году: "Первая генеральная была каким-то сумбуром, в котором столько же талантливости, сколько и всевозможного мусора. Первым номером шел Алексеев (Станиславский), по верности и легкости тона. Слабее всех пока сам дядя Ваня. Образа никакого. С 3-го действия дает много отличного темперамента, а в первых двух запутался. Жду другого грима, который сразу облегчит и его и публику".
Успех к Вишневскому в роли дяди Вани пришел не сразу. Он играл эту роль 35 лет. А. Степанова вспоминает, как однажды к ней обратился Александр Леонидович и предложил срочно выучить роль Сони в "Дяде Ване". Спектакль в театре уже не шел, но его продолжали играть вне стен театра, в "концертном исполнении". Прекрасный актер был уже очень стар, но публика с удовольствием смотрела его, упорно не замечая его возраста.
Для А. Степановой Вишневский остался лучшим дядей Ваней из всех, кого ей довелось видеть. На вопрос, неужели он играл лучше Добронравова, потрясавшего в роли дяди Вани в новой постановке 1947 года, актриса отвечает: "Он был человеком чеховской среды". Судя по всему, и в концертном "Дяде Ване" сохранялось очарование старого МХАТа, его особая чеховская тональность, та глубокая интеллигентность стариков первого поколения, которая пленяла зрительный зал.
Вишневский был человеком старой России. С Чеховым учился в одной гимназии. До сих пор в его квартире - ныне в ней живет его сын, Александр Александрович Вишневский, когда-то известный журналист, один из руководителей ТАСС, знаток итальянского языка, - на одной стене висит портрет Чехова с надписью Александру Леонидовичу, а на другой - портрет Толстого, тоже с дарственной надписью.
Вишневский много играл Чехова. Его любимой ролью был доктор Дорн, он играл его в первой постановке "Чайки" на сцене Художественного театра. Он был и первым исполнителем роли Кулагина в "Трех сестрах". Это было замечательное создание актера.
Сила заражения настроением нигде не была так велика, неоспорима и непобедима, как в роли Кулагина. Последний раз Вишневский сыграл Кулагина в 1928 году на юбилейном вечере - отмечалось 30-летие Художественного театра, играли первый акт. Именно на этом спектакле Станиславский к концу действия почувствовал боль, сердечные спазмы, и только внутренняя артистическая дисциплина заставила его довести роль до конца. Больше никогда старики первого поколения не играли любимые ими "Три сестры".
До революции Вишневский играл очень много: он был необыкновенный Татарин в "На дне" (эту роль он играл почти до конца своей жизни), князь Тугоуховский в "Горе от ума", был одним из ведущих исполнителей в "Гамлете", "Юлии Цезаре" Шекспира, играл в пьесе Сургучева "Осенние скрипки". У него было имя большого актера. Труппа была очень сильная: Москвин, Леонидов, Качалов. Вишневского называли сразу после них.
Со Станиславским у Вишневского отношения были гораздо ближе, чем с Немировичем-Данченко, но оба мэтра тревожились о нем, когда он начал болеть, - это был их старый друг. В 1929 году Немирович-Данченко настоял, чтобы Вишневский отдохнул, и писал ему, что МХАТ "никогда не отнесется небрежно к его материальному положению". Вишневский всегда беспокоился о семье. Он женился поздно. У него родились двое детей, сын и дочь, ему было уже больше 50-ти. Его жена - прелестная актриса Художественного театра Любовь Александровна Косминская, когда-то играла Нину Заречную в "Чайке", Аню в "Вишневом саде", Лизу в "Детях Солнца".
Когда в 1933 году отмечали 35 лет службы Вишневского во МХАТе, ему было присвоено звание Героя Труда. Он был первым артистом, удостоенным этого в те годы самого высокого звания, потом его заменили званием "Герой Социалистического Труда". На юбилейном вечере было зачитано письмо К.С. Станиславского артисту, где были такие строки: "Пройдя длинный ряд неудач, артистических побед, создав целую галерею незабываемых сценических образов, - вы завоевали себе известность не только на родине, но и в Европе и Америке и стали подлинным актером МХАТа... Поздравляю и от всего сердца благодарю моего друга-товарища, одного из создателей дела, самоотверженно отдавшего свою жизнь искусству и ни разу не изменившего ему, - обнимаю и нежно люблю". Но так сложилось, что его слава, его выдающиеся создания в основном приходятся на дореволюционный период.
Он ездил с МХАТом на гастроли в Америку, вернулся в Советскую Россию и никак не мог понять, что происходит в стране. В 1926 году блестяще сыграл роль мошенника Берлюро в комедии Нивуа и Паньоля "Продавцы славы", успех имел громадный; был незабываемым Председателем суда в "Воскресении" Толстого; написал небольшую книжечку "Клочки воспоминаний" и всегда помнил прошлое.
Когда началась война, он вместе со стариками был эвакуирован сначала в Нальчик, потом в Тбилиси. Но он отчаянно боялся немецкого наступления, и Вишневские уехали в Ташкент. Там Александр Леонидович и умер в 1943 году, могила его в Ташкенте.
Исходный текст: "Театральный дождь", серия "Мир искусств" No.4, 1998.