Сайт: Биография.ру
Яковлев (Алексей Семенович) - трагический актер, сын костромского купца.
Родился в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование; на 1З году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывая и заучивая наизусть стихотворения Ломоносова, Державина и других поэтов и с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал сочинять стихи духовного и лирического содержания.
Страстно увлекался и театром; сочинил драматический этюд "Отчаянный любовник". И. А. Дмитpовский уговорил Яковлева поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Яковлев выступил 1 Июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира" и очень скоро сделался любимцем публики, которая особенно восхищалась его богатырской фигурой и звучным голосом.
Мало образованному молодому человеку немудрено было потерять голову от триумфов, так легко ему доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная страсть не только отразилась на творчестве Яковлева, но исказила его характер, сделав его неудержимо заносчивым и грубым.
Биографы указывают, что одной из главных причин загула Яковлева была неудачная любовь. Несмотря на неблагоприятные условия, самородная сила таланта Яковлева была так велика, что прежде чем сломиться и погибнуть он дал высокие образцы сценического творчества, о которых современники долго вспоминали с восторгом.
Его игра отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях, сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем трагизма художественно-реального. Это "новое слово" среди условностей современной ему сцены и составляет историческую заслугу Яковлева.
Способствовало успехам и славе Яковлева появление на сцене, почти одновременно с ним, блестящей трагической актрисы Ек. Сем. Семеновой. Присутствию в труппе этих двух выдающихся трагических сил русский театр был обязан значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев XVII и XVIII вв.
Еще более ценным для истории театра событием было появление Озерова, трагедии которого доставили Яковлеву самые громкие успехи. Яковлев, впрочем, умел быть простым и художественно-высоким и в "мещанской драме" (Коцебу и др.). Эпохой полного расцвета его таланта было время с 1804 по 1811 г., когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа, Фингала; Дмитрия Донского, Агамемнона (в "Поликсене" Озерова), Орозмана, Магомета (в трагедии Вольтера) и Иодая (в "Аталии" Расина).
Яковлев умер в 1817 г. и похоронен на Волковом кладбище. На памятнике над его могилой вырезана надпись: "Завистников имел, соперников не знал".