Автор: Светлана Наборщикова
Сайт: Известия
Статья: Кто из худруков может соперничать с Григоровичем?
Дата публикации: 11.09.2008
вопрос: Премьеры Большого театра редко танцуют на площадях. Что заставило вас выйти на улицу?
-ответ: Не смог отказаться от участия в концерте с таким замечательным названием. Семья - самое дорогое, что у меня есть. Это мой тыл, источник сил и вдохновения. Если с семьей все в порядке, то и прочая жизнь становится легкой.
в: Ваша жена Светлана была солисткой БТ, но, кажется, вы никогда не танцевали вместе?
-о: Танцевали - в "Шопениане". На этом наши совместные танцы закончились: не сошелся репертуар. Конфликтов на этой почве у нас никогда не было, мы даже извлекли из ситуации пользу. Если что-то не получалось с партнерами, тренировались дома друг с другом. Так что сцена не смогла внести негатив в нашу жизнь: мы четко разделили семью и профессию.
в: У вас растет 13-летняя дочь. Тоже будет балериной?
-о: Марианна не стремилась попасть в балет, а мы, зная о подводных камнях, не стали ее направлять. Пусть ходит в театр как зритель.
в: Сезон в Большом еще не начался, но вы уже вовсю танцуете. Только что выступили в Токио с Полиной Симеоновой и опять куда-то собираетесь?
-о: Еду в Грецию - на гала-концерты со Светланой Захаровой. В прошлом сезоне я много времени пропустил из-за травмы и сейчас наверстываю упущенное. Жаль, что не удалось в феврале - марте станцевать с Ниной Ананиашвили. Уже было обговорено мое участие в американском туре ее театра, но накануне получения визы я оказался на костылях.
в: В ноябре Нина собиралась устроить в Тбилиси гала-концерт с участием звезд Большого театра. Вы поедете?
-о: Если такое приглашение поступит - обязательно. Танцы с Ниной - всегда праздник. Приятно быть ее партнером на сцене, приятно находиться в ее компании вне сцены.
в: Вахтанг Кикабидзе отказался от концерта в Москве, Нани Брегвадзе - в Петербурге. Для вас подобный демарш неприемлем?
-о: Я бы ни в коем случае не стал отменять концерты - наоборот, стремился бы их организовать. Обыкновенные люди не виноваты в этих трагических событиях.
в: В наступающем сезоне в БТ ожидаются две премьеры. Вы в них участвуете?
-о: Об этом надо спрашивать у руководства, а оно выбрало политику неизвестности. Я буквально на днях узнал о том, что в сентябре мне предстоит "Лебединое озеро" с Надеждой Грачевой. Что касается премьер, то "Пахиту" и "Коппелию" я танцевал еще в хореографическом училище. Для Большого театра это не такие уж серьезные премьеры.
в: Вы, похоже, очень привередливы в творческом плане. Ролан Пети, ставивший в БТ "Собор Парижской Богоматери", как-то пожаловался: "Хочу работать с Андреем Уваровым, но он меня не замечает".
-о: Я порвал связку, лечился и вдруг звонок: "Приехал Пети. Не мог бы ты прийти в зал, потому что никого из премьеров сейчас нет". Я срезаю лангетку и прохожу с Пети все, что необходимо. Он говорит: "Ты мне нравишься. Хочу, чтобы ты танцевал в спектакле". Но в спектакле я не участвовал - нога после этой репетиции так распухла, что я даже ходить не мог. Потом мы с ним встретились, он еще раз подтвердил желание со мной работать, но, к сожалению, наше сотрудничество так и не началось.
в: В январе Большой балет сменит художественного руководителя. Как считаете, для вас что-то изменится?
-о: Не думаю. Смены руководства по сути не будет. Смотрите, что сейчас происходит в театре. Юрий Николаевич Григорович отвечает за свои спектакли, а это 70 процентов репертуара. Алексей Ратманский фактически не уходит, а остается приглашенным балетмейстером, то есть будет отвечать за свои 20 процентов. И придет Юрий Бурлака, который займет некую нишу. Для меня он пока белый лист. Может быть, он себя и покажет, хотя я в этом сомневаюсь. Ну, представьте, каково ему будет соперничать с Григоровичем?
в: По-вашему, получается, что худрук Большому балету вообще не нужен?
-о: Ситуация складывается так. Уберите худрука - и труппа Большого все равно будет репетировать, выступать, выезжать на гастроли. По большому счету от руководства требуется только расставить имена: кто, когда, с кем и что будет танцевать. С этого момента и начинаются проблемы. Ведь мотивация артистов должна быть настолько велика, чтобы их личные планы были вторичными, а работа в театре - первичной. Это и есть забота художественного руководителя.
в: Вы так здраво рассуждаете о проблемах худрука. Не хотите воплотить свои мысли на практике?
-о: Рассуждать легко. На моей памяти имеется столько примеров рассуждений, а потом полной несостоятельности... Не знаю, как бы я себя повел на месте худрука. К тому же мое самолюбие этот пост не тешит. Вот кем бы я действительно хотел стать - так это педагогом-репетитором. Мне на педагогов везло. Николай Симачев, Борис Акимов и Николай Фадеечев сделали из меня артиста... Я не раз говорил Алексею Ратманскому: "Дай я попробую себя в качестве педагога", - но он уходил от ответа. Хотя, с другой стороны, может быть, это и к лучшему. Педагогическая деятельность требует времени, а его у меня, как танцовщика, осталось совсем мало.
в: Вы - замечательно уравновешенный человек. Получилось - хорошо, нет - тоже неплохо.
-о: В моей жизни не раз бывало - прикладываешь массу усилий, думаешь: "Ну, сейчас я пробью эту стену", - а судьба в ответ начинает бить тебя. И наоборот: ничего не должно состояться, а организм вдруг находит какие-то возможности или откуда-то звонят, делают заманчивые предложения... Так что я фаталист. Если чему-то суждено произойти, то это произойдет.
Справка "Известий"
Андрей Уваров родился в 1971 году в Москве. В 1989-м окончил Московское хореографическое училище и был принят в балетную труппу Большого театра. За время работы в БТ станцевал более 20 ведущих партий. Лауреат приза "Бенуа де ля Данс", присуждаемого Международной ассоциацией деятелей хореографии при ЮНЕСКО (1993), обладатель золотой медали VII Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония, 1995), народный артист России (2001).