Автор: Ольга Гердт
Сайт: Известия
Статья: КАРЛА ФРАЧЧИ: "РУКОВОДИТЬ ТРУППОЙ - ОЧАРОВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ"
На прошлогодних гастролях Римского балета в Большом Фраччи сама танцевала в двух спектаклях. На сей раз она ограничилась небольшой пресс-конференцией, организованной ВГТРК "Культура".
На встречу с прессой легендарная балерина опоздала на сорок пять минут. Появившись, начала обстоятельно рассказывать о том, как прошла утренняя репетиция. Посетовав на размеры сцены Кремлевского дворца ("большая сцена - кордебалет не поспевает за солистами"), поведала, как счастлива быть снова в Москве, которую полюбила уже в конце восьмидесятых, - тогда, впрочем, город был не такой красивый, а люди не такие улыбчивые. Вспомнила и прошлогодние гастроли на новой сцене Большого театра (piccolo-Большой, как говорит Фраччи), и их неоднозначный итог: "Мы показали балет, посвященный Айседоре Дункан, который я с удовольствием танцевала, "Весну священную", "Игры" Вацлава Нижинского, а также "Шехеразаду" Фокина. Был успех. За что-то критиковали, но это все равно нас вдохновило".
На вопрос "Известий", почему Фраччи лишила нас удовольствия видеть ее на сцене, балерина ответила, что идея гастролей принадлежала Андрису Лиепе, который предложил показать Москве, как в Римском балете танцуют восстановленную им фокинскую тройчатку - "Жар-птицу", "Петрушку", "Шехеразаду".
Журналисты деликатно умолчали о том, что именно эти балеты в переложении Андриса Лиепы в Москве уже видели-перевидели, а "критиковали" римский балет как раз за чересчур доверчивое отношение к русскому реставратору - та же "Шехеразада" выглядела на прошлых гастролях как русский самовар, густо и жирно расписанный, но не русскими умельцами, а итальянскими. Но судя по тому, как страстно г-жа Фраччи рассказывала о том, что на репертуаре Фокина и Нижинского Европа воспитывалась весь двадцатый век - Андрису Лиепе и впрямь удалось убедить руководительницу римского балета в том, что повторение мать учения, и показывать Фокина в России необходимо из просветительских соображений.
И поскольку нам снова привезли наш же самовар, выяснять, чем еще, кроме балетов Лиепы, живут в Римской опере, пришлось на пресс-конференции. "В этом сезоне мы намерены сделать "Жизель" в классических традициях, - сказала балерина, заработавшая репутацию лучшей исполнительницы балетов романтического репертуара в двадцатом веке. - Я считаю, что есть спектакли, в которых ничего менять нельзя. Из всех современных версий "Жизели", может быть, только превосходная версия Матса Эка... вы ее видели? ("Видели-видели", - закивали журналисты.) - имеет право на существование". Затем Карла Фраччи сообщила, что хотела бы показать в России балет "Гамлет", идущий на Малой сцене Римской оперы - в этом спектакле на музыку Нины Рота "может быть, вы знаете, роль Гамлета исполняла я сама". ("Знаем, знаем, но не видели", - снова закивали журналисты). Рассказала балерина и о той основной проблеме, которая мешает ей обновлять репертуар и омолаживать труппу. "В Италии артисты балета уходят на пенсию в 52 года. Я хотела бы отодвинуть эту границу к 40-42 годам", - сказала Фраччи, до сих пор исполняющая (надо сказать, блестяще) роль Девушки в балете Нижинского "Игры".
"Я открыла для себя, что руководить труппой - довольно очаровательное занятие", - кокетливо заверила публику балерина, а под конец развеселила всех рассказами о том, как трудно ей приходится в этой роли. "За всем приходится следить самой - и за костюмами, и за прическами и даже за головными уборами. Вот только что в Кремле мы обнаружили, что забыли головной убор для главного героя "Жар-птицы". И я сказала: ну сходите, что ли, в Большой театр, найдите там шапку Ивана Грозного, наверняка подойдет".