Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр
Родилась 28 сентября 1916 года в Киеве. Происходит из старинного дворянского рода. Дед – Василий Павлович Лепешинский – считался вольнодумцем: участвовал в «Народной воле», за что был арестован, а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Отец – Василий Васильевич – в 1905 году блестяще окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и уехал в Харбин, где стал одним из руководителей строительства Китайско-Восточной железной дороги. Мать – Мария Сергеевна.
С началом Первой мировой войны Лепешинские вернулись на родину, в Киев. С детства девочка, которую за буйный темперамент и мальчишеские задиристые повадки многие предпочитали называть Лешей, танцевала – под любую музыку и даже без музыки. В семье шутили, будто Леля научилась танцевать раньше, чем ходить. Но девочка и не думала о своем увлечении как о будущей профессии: она мечтала стать, как отец, инженером и строить мосты и не раз представляла себе, как первой ступит на только что построенный по ее проекту мост. Но судьбу решил случай.
Летом 1925 года Лепешинские отдыхали в Крыму. Маленькая непоседа Лешка, когда внизу играла музыка, выходила на балкон и пыталась танцевать. По соседству отдыхала семья художника Большого театра Федорова. Однажды его жена, в прошлом балерина, увидела «выступления» девочки и уговорила Марию Сергеевну отдать дочь в хореографическое училище.
Однажды Мария Сергеевна решилась показать Олю приемной комиссии Московского балетного техникума. Девочку внимательно проверили и... не приняли. Тут проявился характер Лели. Все свободное время она занималась хореографией, несколько раз в неделю ездила брать уроки у О.Н. Некрасовой. И ей «повезло». Одна из принятых девочек заболела, и на освободившееся место взяли Олю Лепешинскую.
Учиться было нелегко. Но темперамент, воля и трудолюбие делали свое дело. Ее юношеский азарт позволял ей просто из озорства прокрутить 64 фуэте. И вот 1933 год. Училище окончено. Ее ждал Большой театр. Это казалось очевидным, тем более, что впервые на сцене этого театра юная балерина выступила в 10-летнем возрасте, когда училась во 2-м классе. В прологе оперы «Снегурочка» из кустов выскакивают озябшие пичужки, приветствующие весну. Одной из этих «пичужек» и была Оля Лепешинская. А в 1932 году она уже танцевала партию Феи Драже в балете «Щелкунчик».
Большой театр для молодежи начинался с его филиала, где Ольга Лепешинская танцевала главную партию в балете «Тщетная предосторожность» в 1933 году. А в 1935 году была сенсационная премьера балета «Три толстяка» в постановке И.А. Моисеева. Спектакль был встречен в высшей степени доброжелательно. Рассчитанный на детвору, он стал интересным и для взрослых. Пресса тоже не скупилась на похвалы. 18-летняя Ольга получила известность.
В 1933 году случилось и еще одно событие, надолго определившее дальнейшую судьбу О. Лепешинской. В райкоме комсомола ей дали важное поручение: приобщить старых артистов к общественной работе. С этим заданием юная комсомолка пришла в Клуб артистов (будущий Центральный дом работников искусств) в молодежную секцию, где ее избрали заместителем председателя правления. Так ЦДРИ вошел в жизнь актрисы на многие десятилетия.
В 1939 году комсомолку Ольгу Лепешинскую избрали депутатом Московского совета. А до этого она уже не один год была членом Свердловского райкома и Московского горкома комсомола. В 1999 году, выступая на торжественном собрании, посвященном 80-летию комсомола, Ольга Васильевна сказала: «Свою комсомольскую юность я не променяю ни на что».
В феврале 1940 года в Большом театре состоялась премьера новой постановки балета «Дон Кихот». Ольге Лепешинской была доверена партия Китри. Балет имел такой успех, что О. Лепешинская была удостоена первой своей Сталинской премии. Этот балет прославил Ольгу Васильевну. Казалось, театр не выдержит аплодисментов, завершавших фуэте Лепешинской. «Дон Кихот» не просто имел огромный успех. Он побудил лидировавший тогда в балете Ленинград пристальнее приглядеться к Москве. Весной 1941 года решено было пригласить одну из московских балерин для выступлений в Ленинградском театре имени Кирова. Выбор пал на О.В. Лепешинскую. Выступления балерины на сцене Театра имени Кирова состоялись в мае 1941 года. Публика встретила ее Китри бурной овацией. С успехом прошел и второй спектакль.
В СССР была учреждена Сталинская премия двух степеней. В марте 1941 года появились ее первые лауреаты. Среди них была и Ольга Лепешинская. Она была удостоена премии 1-й степени за большой вклад в искусство балета. Артистке было 24 года.
Началась Великая Отечественная война. Комсомолка О.В. Лепешинская сразу пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее отправили на фронт. А ей предложили записаться на курсы медсестер. Артистка была возмущена – как же так, ведь она сдала все нормы ГТО и имеет значок «Ворошиловский стрелок». Тогда О.В. Лепешинская стала дежурить во время налетов вражеской авиации, провожать уезжавших на фронт солдат и офицеров. Однажды во время таких проводов она выступала, призывая бойцов крепче бить врага, как вдруг кто-то из слушателей крикнул: «Лепешинская, ты лучше станцуй». Присутствующие образовали круг, и артистка стала танцевать. Сменялись зрители, а Ольга все танцевала.
Вскоре в Большом театре была создана фронтовая бригада. Она так и называлась – 1-я фронтовая бригада Большого театра. Первыми ее участниками стали В. Барсова, М. Михайлов, Е. Кругликова, А. Мессерер, К. Лаптев, Д. Журавлев и О. Лепешинская.
Первое выступление бригады состоялось в сентябре 1941 года перед бойцами и командирами 100-й стрелковой дивизии. В кровопролитных боях эта дивизия стала гвардейской, и ей вручили гвардейское знамя. В разрушенной церкви прошел концерт мастеров Большого театра. Артисты выступали с полной отдачей. И наградой им были счастливые лица бойцов, на мгновение забывших о страшной войне.
Пройдут годы. В 1975 году, накануне 30-летия Победы, Ольга Васильевна расскажет об этом концерте в выступлении по радио. А вскоре поступит письмо. В нем автор напишет, как ему, в те дни 1941 года молодому офицеру, поручили помочь артистам в организации этого концерта, как отбирали лучших бойцов, как сложились судьбы некоторых из них. Сообщит он и о том, что дорогу, по которой бригада поехала домой, через полчаса после отъезда перерезали немцы. Артисты чудом не попали к ним в руки. Но ничего не знала об этом Ольга Лепешинская, когда, счастливая и гордая, возвращалась в прифронтовую Москву.
С фронтовой бригадой она прошла всю войну. Площадка грузовика, поляна в лесу, палата в госпитале, сцена театра... Ей приходилось танцевать и на обычном грунте. И тогда на ее знаменитых фуэтэ нога просто ввинчивалась в песок. Но радость зрителей была выше боли и травм. Лепешинская старалась выступать как можно лучше. В ответ получала письма от офицеров и солдат, благодаривших артистку за короткие минуты радости и счастья, подаренные ею.
Вот одно из таких писем. «Заслуженной артистке республики Ольге Васильевне Лепешинской. Военный совет и Политическое управление Степного фронта выражает Вам глубокую благодарность за участие в концертах для частей действующей Красной Армии и населения освобожденного от немецких захватчиков гор. Харькова. Рядовой, сержантский, офицерский состав и генералы фронта восхищены высоким художественным мастерством Ваших творческих выступлений и всегда рады видеть и слышать Вас на фронте. Искренне желаем Вам новых успехов в развитии нашей прекрасной советской культуры! Командующий войсками Степного фронта генерал армии И. Конев. Член Военного совета Степного фронта генерал-лейтенант И. Сусайков. Начальник Политического управления Степного фронта генерал-майор А. Тевченков. 1 сентября 1943 г., действующая армия».
В мае 1945 года Ольга Васильевна получила телеграмму с благодарностью за свою работу во имя победы от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Но были не только выступления на фронте. Проходили и сольные концерты в тылу, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на строительство танковой колонны «Советский артист». В 1942 году создается Антифашистский комитет советской молодежи, где Ольгу Васильевну избрали заместителем председателя. А еще было творчество. 5 декабря 1943 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноименной повести А. Грина. Основной исполнительницей партии Ассоль в нем стала О.В. Лепешинская.
В 1943 году ее героиня, терпеливо ждущая свой счастливый корабль, поддерживала в людях бодрость, укрепляла веру в победный исход жестокой войны. Когда Ассоль с вершины скалы, взвив над головой платок, широким жестом призывала свой корабль, зрители вместе с нею верили – она увидит алые паруса, и ветер, наполняющий их, принесет ей освобождение и счастье.
9 мая 1945 года О.В. Лепешинская встретила в Варшаве. А на следующее утро получила телеграмму. Хореограф Р.В. Захаров сообщал, что ставит для нее балет «Золушка» на музыку С.С. Прокофьева, и просил срочно приехать. 21 ноября 1945 года балет вышел на сцену. Это была первая послевоенная премьера Большого театра. Постановщики сделали все, чтобы спектакль стал своеобразным подарком народу-победителю. Золушка – трогательное создание Ольги Лепешинской – показывала, что после дней печали, одиночества, лишений неизбежно придут дни любви, счастья, добра, дни осуществленных надежд и мечтаний. За этот образ в 1946 году Ольга Васильевна была вновь удостоена Сталинской премии.
А вскоре новая премьера: в апреле 1947 года на сцене Большого театра был возобновлен балет «Пламя Парижа». Балерине была поручена партия Жанны, дочери разоренного и униженного крестьянина Гаспара. Эту роль она исполняла много лет. И всякий раз, идя с отрядом марсельцев на помощь восставшим парижанам или вместе с народом штурмуя Тюильри, она как бы возвращалась в годы своей комсомольской юности. Наверное, поэтому Жанна Лепешинской стала олицетворением юности, полной революционной романтики.
За эту роль она вновь была удостоена Сталинской премии.
В самом конце 1949 года Большой театр выпустил в обновленной редакции балет «Красный мак». Центральная партия Тао Хоа была поручена О.В. Лепешинской. Результатом стала Сталинская премия, уже четвертая, которой была удостоена О.В. Лепешинская. В 1951 году О.В. Лепешинской и Г.С. Улановой было присвоено звание народных артисток СССР.
Вспоминается такой эпизод. 7 ноября 1953 года, танцуя в «Красном маке», по ходу первого акта спектакля она сломала ногу. Дотанцевала его до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом аж в четырех местах. Но уже через три месяца, на удивление всем, она танцевала главную партию в балете «Фадетта». Ее выход на сцену зрительный зал встретил овациями стоя. Так было еще только на спектакле «Три толстяка» в марте 1941 года после присуждения ей первой Сталинской премии.
В 1956 году после одного из приемов в Кремле Ольга Васильевна вышла на улицу. Моросил дождь, а машины за ней почему-то не прислали. Вышедший следом человек в военной форме, увидев ее растерянность, предложил подвезти. Ольга Васильевна понятия не имела, что рядом с ней крупный военачальник, генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов, а ее спутник и не думал, что едет с известной артисткой Ольгой Лепешинской. Короткий разговор в пути положил начало большому чувству. Вскоре они стали мужем и женой.
Это была удивительная пара. Стройный, благородной внешности генерал и невысокая, хрупкая балерина. Они очень любили и берегли друг друга. Друзья по-доброму завидовали, наблюдая, как Антонов и Лепешинская, словно два голубка, общаются на французском, а по вечерам частенько собирались в их гостеприимном доме.
О.В. Лепешинская много и успешно выступала на сцене, даже исполнила главную партию в фильме-балете «Граф Нулин». Задумка перенести балет на телевизионный экран родилась еще накануне войны, но только в 1959 году ее удалось воплотить в жизнь. Это был первый в истории фильм-балет.
18 июня 1962 года Алексей Иннокентьевич Антонов скоропостижно скончался. Хоронили его на Красной площади, в Кремлевской стене. Ольга Васильевна, с трудом шла за урной с прахом самого дорогого ей человека. Шок был таким сильным, что она потеряла зрение. В 1963 году правительство отправило Ольгу Васильевну для лечения в Италию. Зрение ей восстановили, но еще некоторое время ей требовалось постоянное наблюдение врачей. Однако кипучая энергия Лепешинской не могла оставаться без дела. Поэтому когда Римская академия танца «Санта Чечилия» через наше посольство обратилась к балерине с просьбой провести с ученицами несколько показательных уроков, она согласилась, взяла класс и стала работать. Так началась ее педагогическая жизнь в искусстве.
Возвратясь в Москву, О.В. Лепешинская пыталась вернуться на сцену. «Форма не потеряна», – убеждала ее Г.С. Уланова. Но возвращение не состоялось. После смерти мужа из танца Лепешинской ушла радость, заставлявшая зрителей плакать и смеяться во время ее выступлений. Знания и опыт ее оказались не востребованы ни в родном театре, ни в хореографическом училище. И в это время руководители немецкой «Комише опер» Вальтер Фельзенштейн и Том Шиллинг пригласили Ольгу Васильевну помочь им в создании балетной труппы. Так она стала представителем советского балета на немецкой земле.
Десять лет отдала она коллективу «Комише опер». Потом были другие города, другие страны. За Римом и Берлином последовали Дрезден, Штутгарт, Мюнхен, Будапешт, Вена, Белград, Стокгольм, Нью-Йорк, Токио и многие другие города. «Я объездила весь мир, – говорит она, – не была только в Австралии». О.В. Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна – первый представитель советского балета, награжденный в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины.
Много лет О.В. Лепешинская была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления общества «СССР – Япония», членом правления общества «СССР – США». Уже 30 лет Ольга Васильевна – председатель оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве. Она – обозреватель Центрального телевидения и член редколлегии «Энциклопедии балета».
Более 50 лет, еще с довоенных времен, Ольга Васильевна являлась заместителем председателя Центрального дома работников искусств. В этом доме она получила свой первый выговор за организацию выставки никому не известного тогда художника И. Глазунова. Теперь признанный мэтр, Илья Сергеевич считает О.В. Лепешинскую своей крестной матерью в искусстве.
Ольга Васильевна Лепешинская – президент Российской хореографической ассоциации (1992), академик Международной академии творчества, действительный член четырех иностранных академий, член-корреспондент Академии искусств Германии, доктор гуманитарных наук Филиппин, профессор. Уже более 50 лет возглавляет государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.
Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР О.В. Лепешинская награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами и медалями Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии. Она единственный в бывшем Советском Союзе кавалер высшего ордена Филиппин. Она отмечена Большим янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства («За Талант, Труд, Честь и Постоянство»).
В мае 2001 года Ольга Васильевна вновь избрана председателем правления Центрального дома работников искусств. Она по-прежнему излучает искрящийся юмор и неуемный интерес ко всему новому и непознанному.
Живет в Москве.