Автор: Марина ГОНЧАРОВА
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Алла Сигалова никогда не плачет
Алла СИГАЛОВА великолепна в танце. И потрясающе артистична. Так случилось, что после окончания хореографического училища им. Вагановой 19-летняя Алла вынуждена была из-за травмы уйти из классического балета. Для нее это было трагедией, концом жизни. Она переехала из Питера в Москву, "...чтобы спрятаться от себя и от всех". Страшный, по ее словам, год ушел на то, чтобы прийти в себя, как-то выпрямиться. Она отучила себя проваливаться в депрессии и разучилась плакать. В Москве она пошла на режиссерский факультет ГИТИСа, работала хореографом в театре "Сатирикон", создала свою независимую труппу. Сегодня Алла Сигалова - одна из самых ярких отечественных балетмейстеров, работающих в разных жанрах. В Риге она ставит балет, в Вильнюсе и Москве - оперу. Работает с Кремером и Десятниковым, Ростроповичем и Гориболем. Сигалова не стала классической балериной. Она имеет гораздо больше - танцует то, что сама ставит, то, что безумно нравится самой. Вместе с Имперским Русским Балетом Алла Сигалова представила свою новую работу - музыкальный спектакль "Грезы любви".
- Трудно ли женщине в роли режиссера? Есть расхожее мнение, что режиссура - не совсем женская профессия.
- Дело в том, что есть профессии, которые не делятся по половым признакам. Есть профессия - ре-жис-сер. У меня профессия не женщина. Есть ре-жиссер, есть танцовщики. И все. Женщина, мужчина, бабушка, дедушка - это не имеет значения.
- Идея спектакля возникла у вас давно, насколько мне известно.
- Я долго искала историю, для того чтобы применить замечательные танго - музыку, которая лежала у меня дома уже 10 лет. Я вывезла эти записи из Мюнхена, из архивов радио. Возникла масса всяких вариантов. А потом появился продюсер Натан Слезингер, который вдруг предложил сам сделать спектакль на основе танго. Вот так все сошлось.
- Гедиминас Таранда исполняет главную мужскую роль, то есть является вашим непосредственным партнером. Чем продиктован ваш выбор?
- Я была его поклонницей давно. И даже однажды делала предложение о совместной работе. Сейчас он согласился. На мой взгляд, это абсолютно его роль. Он обладает определенной фактурой, которая идеально подходит для роли офицера, благородного, породистого, красивого человека. К тому же он замечательный актер и замечательный танцовщик. В нем присутствуют все качества, которые, как мне кажется, важны именно для этого спектакля.
- Что вы можете сказать о тенденциях развития современной хореографии? Многие говорят, что есть некое навязывание моды на авангард в классических постановках.
- Не замечала.
- Вы работаете и в классике, и на эстраде (хореография для Лаймы Вайкуле и Анжелики Варум). Вам никогда не хотелось привнести что-то эстрадное в классические балет или оперу?
- А зачем? Это совершенно разные вещи.
- Ну, скажем, то, что предлагает сейчас репертуар Большого театра, вам это кажется интересным?
- А что там нового появилось в последнее время? "Лебединое озеро" Григоровича? Этому спектаклю лет сто. Но, если кому-то нравится то, что делает Большой, - прекрасно. У каждого режиссера свое видение. Так что все очень индивидуально. А тенденцию определяет только одно - наличие талантливых личностей. Такие личности есть. Есть очень талантливые хореографы, замечательные нововведения. Театр развивается очень интенсивно.
- Кто из российских хореографов, на ваш взгляд, сейчас возглавляет это развитие?
- У нас пока что таких нет. Были. Их имена до сих пор недосягаемы. Для меня это прежде всего Леонид Якобсон.
- Планируете ли вы показать "Грезы любви" в Петербурге?
- Конечно, конечно. Когда я везу свою работу в Ленинград - это особая ответственность. Для меня это самые главные судьи. Потому что приходят мои педагоги, мои учителя. Люди, которые меня вырастили, воспитали. И для меня ленинградский зритель - самый главный, самый страшный и самый необходимый.
- Вы считаете, что вам удалось его завоевать или каждый раз это делается заново?
- Каждый раз с нуля. Ну, естественно, там есть масса людей, которые меня любят и ждут. Я рада, что ко мне подходят на улицах и спрашивают, когда я приеду и буду показывать новую работу. Конечно, приятно, когда это происходит в родном городе. Ни один другой город так не волнует и так не важен, как Ленинград.
- Вы родились в Ленинграде?
- Я родилась в Волгограде, но мои родители ленинградцы. Они уехали работать после окончания институтов в Волгоград, и там родилась я. Но мне было буквально несколько месяцев, когда меня привезли в Ленинград. В этом городе я выросла и была воспитана прежде всего им.
- Вы как-то сказали, что прекрасна пора, в которой несчастья и счастья равномерно много. Помните?
- Да, да.
- И что такой период у вас был только в юности. Во всяком случае, так это прозвучало, насколько я помню.
- (После небольшой паузы.) Вы знаете, это так. Потому что, когда ты молод, каждое, даже самое незначительное, событие воспринимаешь как нечто глобальное. Сейчас, когда я перешла уже рубеж 40-летия, жизнь не менее насыщенна, но просто, к сожалению, восприятие ее с возрастом притупляется, становишься более хладнокровным.
- И с этим не хочется бороться?
- Хочется. Но если распределить мой бешеный темперамент на то небольшое количество хладнокровия, которое пришло, - вот сейчас в самый раз. (Смеется.) Сейчас это правильная пропорция. Еще не мешало бы уменьшить темперамент.
- Недавно вы попробовали себя в роли киноактрисы в фильме Пичула "Небо в алмазах". Есть ли новые планы работы в кино?
- И не будет. (Решительно.)
- Но, насколько я помню, вы говорили, что хотели бы продолжить киношный опыт.
- Хотелось бы снимать самой, но не сниматься. Если бы нашелся человек, который снимал танец, я бы с удовольствием работала. Но, к сожалению, танец в нашей стране никто не снимает. А сниматься в качестве просто драматической актрисы... Ну, это яблоко я уже надкусила. Оно замечательное, но оно не мое. Не люблю такой сорт яблок. Просто у меня другая профессия, и она мне больше всех нравится. Я люблю заниматься театром, хореографией.
- И отвлекаться не хочется?
- Нет, не хочется.