Автор: Юрий Уткин
Сайт: People's History
Уилсон – воспитанник знаменитой нью-йоркской Music & Art High School, где он получил степень бакалавра изобразительных искусств в 1976 году. Кстати, он был единственным чернокожим студентом своего курса.
Вскоре Уилсон в одном из интервью сообщил, что потерял интерес тому, чтобы делать что-либо «своими руками». Удовлетворение он получал от сочетания уже существующих объектов, от работы с пространством, от демонстрации его объектов такими, какими их видел он, для всех окружающих.
Собственно, это и есть краткое описание его дальнейшей деятельности. Если бы для художников существовало понятие «послужной список», у Фреда Уилсона он был бы блестящим, включив в себя такие успехи:
- Грант «MacArthur Foundation Genius Grant» в 1999 и «Larry Aldrich Foundation Award» в 2003.
- Честь представлять Соединенные Штаты на Каирской биеннале 1992 года и Венецианской – 2003-го.
- Герой выставки-ретроспективы «Fred Wilson: Objects and Installations, 1979-2000» в Университете Мэриленда, организованной М.Бергером, с триумфом принятой затем множеством музеев и выставочных комплексов – «Santa Monica Museum of Art», «Berkeley Museum of Art», «Blaffer Art Gallery», «Tang Teaching Museum», «Art Gallery» (в колледже Skidmore города Сааратога Спрингс, штат Нью-Йорк), «Addison Gallery», «Chicago Cultural Center» и, наконец, «Studio Museum» Нью-Йорка…
В своей исторической работе 1992 года, проведенной в сотрудничестве с Музеем Современного искусства, “Mining the Museum”, Уилсон использовал фонды Исторического общества Мэриленда, чтобы показать историю коренных жителей Америки и афроамериканцев на примере штата Мэриленд.
Через 11 лет для Венецианской биеннале художник создал мультимедиа-инсталляцию "Speak of Me as I Am", названную строчкой из «Отелло», в фокусе которой были представления об африканцах в культуре Венеции.
Изюминка его художественного метода – изучение и деконструкция традиционного способа представления предметов искусства и музейных экспонатов. В этом ему помогают новые подписи, свет, звук, а также пространственное совмещение далеких друг от друга по своей сути объектов. Меняя контекст, Уилсон заставляет свои объекты играть новыми оттенками значения.
Для своей инсталляции на Венецианской биеннале 2003 года он использовал множество статуй чернокожих людей. В инсталляцию они были интегрированы в роли «слуг»: кто-то держал в руках огнетушитель, кто-то – ацетиленовые светильники… Он объяснил: в Венеции такие статуи встречаются так часто, что их попросту никто не замечает – если только не заставить их привлекать внимание таким вот необычным способом. Но ведь то, что в Венеции они повсюду, - это здорово! Раз – и вдруг ты замечаешь их – везде. Уилсон хотел, чтобы и остальные заметили то, что вдруг открылось ему.
Нестандартное искусство Уилсона подводит зрителей к вопросу об основах и ограничениях культурных институтов нашего общества и о том, как они влияют на наше восприятие художественной ценности и истории того, что мы видим.