Сайт: Энциклопедия РОЛ
Акимов Николай Павлович родился 3 (16) апреля 1901 в Харькове в семье железнодорожного служащего. В 1910 отец получил место в правлении Московской Виндаво-Рыбинской железной дороги, семья переехала сначала в Царское Село, затем в Петербург. В 1914 учился в вечерней рисовальной школе Общества поощрения художников, в 1915 брал уроки в студии С.М.Зайденберга, в 1916–1918 занимался в Новой художественной мастерской под руководством М.Добужинского, А.Яковлева, В.Шухаева.
В 1918, прервав учебу, поступил на работу в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. С 1920 по 1922 преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове. В 1922 начал работать в качестве художника в только что созданном Харьковском детском театре. Его первый спектакль Подвиги Геркулеса А.Белецкого, затем – Алинур (инсценировка Вс.Мейерхольда и Ю.Бонди по сказке О.Уайлда Звездный мальчик), в постановке которого принимал участие Мейерхольд. Одновременно работал в театре «Красный факел». Вернувшись в Петроград (1923), поступил во ВХУТЕМАС. Познакомившись с Н.Н.Евреиновым, оформил его пьесу Даешь Гамлета в театре «Кривое зеркало». Работал в театрах «малых форм», в «Музыкальной комедии», «Современном театре», «Вольной комедии», в театрах-кабаре «Карусель» и «Балаганчик». Тогда же началось творческое содружество с Н.В.Петровым (Ленинградский академический театр драмы).
В 1924 Акимов оформил спектакли Девственный лес Э.Толлера в Большом драматическом театре и Озеро Люль А.Файко в Академическом театре драмы. В 1926 участвовал в создании Ленинградского театра сатиры – театра эстрадных обозрений во главе с Д.Гутманом. В Москве во МХАТе 2-м оформил спектакль Евграф, искатель приключений А.Файко, создал свои первые театральные плакаты. В издательстве «Academia» в 1927 выходит книга, посвященная его творчеству (авторы статей А.Пиотровский, Б.Брюллов, Н.Петров).
Свой первый самостоятельный режиссерский спектакль, Гамлет, поставил в 1932 в московском Театре им. Евг.Вахтангова. Спектакль обвинили в формализме, в соперничестве с Шекспиром и отсутствии понимания внутреннего развития действия пьесы. И «правые» и «левые» ругали режиссера за «толстого, рыхлого Гамлета» и «пьяную Офелию». В 1939, когда спектакль уже давно не шел, на 1-й Всесоюзной режиссерской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства. На конференции Акимов соглашается с ошибочностью своего Гамлета, однако в кругу близких людей не отрекался от него. Спустя 60 лет этот спектакль определят как «политический детектив» и сочтут его одним из ярких событий театральной Москвы 1930-х годов.
В 1935 Акимов возглавил Ленинградский театр сатиры, получившего новое название – Театр Комедии. Этому театру он посвятил всю свою жизнь. В это время начинается его содружество с драматургом Е.Шварцем, которого он убедил попробовать силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии, – так появились пьесы Тень, Дракон и др. Много лет Шварц работал заведующим литературной частью в акимовском Театре Комедии. Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад. С 1939 по 1944 Акимов поставил и оформил спектакли Собака на сене Лопе де Вега, Школа злословия Р.Б.Шеридана, Тень Шварца, На бойком месте А.Н.Островского, Питомцы славы А.Гладкова, Похищение Елены Л.Вернейля, Пигмалион Б.Шоу, Дракон Шварца и др. В его спектаклях ощущалось влияние кумиров его молодости – Вахтангова и А.Таирова. В театре работала звездная труппа – Е.В.Юнгер, Л.П.Сухаревская, И.П.Зарубина, Б.М.Тенин, А.Д.Бениаминов, Л.К.Колесов, К.Я.Гурецкая, И.А.Ханзель и др.
В 1949 в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. До 1956 он расстался с Театром Комедии, ставить спектакли ему было запрещено. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н.К.Черкасов, Тенин, Н.П.Охлопков) за свои портреты. В 1950 Охлопков пригласил Акимова в Москву на постановку пьесы Директор С.Алешина В 1951–1955 Акимов – главный режиссер и художник Ленинградского Нового театра (с 1955 – театр им. Ленсовета), где поставил свои великие спектакли Тени М.Е.Салтыкова-Щедрина и Дело А.В.Сухово-Кобылина. С 1954 по 1968 преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, вел класс и возглавлял художественно-постановочный факультет; профессор (1960). В 1956 вернулся в Театр Комедии, который все эти годы зритель называл «акимовским», продолжил работу с труппой.
В 1956 в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали. В 1963 состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 – в Москве. В театре комедии поставил спектакли Призраки Э.де Филиппо, Ревизор Н.В.Гоголя, Повесть о молодых супругах и Дракон Шварца, Лев Гурыч Синичкин Д.Т.Ленского, Чемодан с наклейками Угрюмова и др. В 1967 Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического. Среди поздних режиссерских работ Акимова – спектакли Дон Жуан Дж.Г.Байрона, Двенадцатая ночь У.Шекспира, Свадьба Кречинского Сухово-Кобылина. В 1966 выпустил Свадьбу Кречинского на сцене «Комеди Франсез» в Париже. В 1967 состоялась премьера его последней режиссерской работы – Звонок в пустую квартиру Угрюмова. Как театральный художник осуществил также постановки пьес На всякого мудреца довольно простоты Островского и Цилиндр Э. де Филиппо.
После смерти Акимова осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.
Умер Акимов в Москве 6 сентября 1968.