Автор: Евгений Бай
Сайт: Известия
Статья: КЕННЕТ ПУШКИН: "Я ПРИШЕЛ К АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ЧЕРЕЗ ЭСКИМОСОВ"
- Каково ваше место на генеалогическом древе семьи Пушкиных?
- Если я буду перечислять своих предков, то у вас терпения не хватит выслушать этот длинный ряд имен. Я не являюсь прямым потомком поэта, хотя и ношу великую фамилию. Моя ветвь идет от семьи Ржевских.
- В России очень популярны анекдоты о поручике Ржевском.
- Часть из них я сам придумал.
- А когда вы узнали о том, что имеете отношение к гениальному русскому поэту?
- Я знал, что принадлежу к семье Пушкина, с самого детства. Честно говоря, в детстве и отрочестве я не придавал этому особого значения. Мы были американцами. И мое имя - Кеннет, а не Иннокентий или Константин. И отчества у меня никогда не было. К тому же мое детство пришлось на эпоху "холодной войны". Моя семья, к сожалению, забыла родной язык и порвала все связи с исторической родиной и ее культурой.
- А при каких обстоятельствах вы заинтересовались Россией?
- Я по профессии этнограф, исследователь жизни американских эскимосов. Я занимался изучением их культуры целое десятилетие - с 1974 по 1984 год, но не бросал это занятие и потом: последний раз был на Аляске 10 лет назад. Я много месяцев жил с эскимосами, охотился вместе с ними, изучал их быт и нравы. И получилось так, что во время моих экспедиций я пару раз пересекал границу с Россией. Без злого умысла, конечно, хотя и нелегально.
- Как это происходило?
- Однажды мы охотились на китов посреди полярных льдов. Мы находились на лодках из кожи, которые могли свободно передвигаться как по морю, так и по суше. Увлекшись охотой, мы не заметили, что оказались на советской территории. Впрочем, все обошлось - нас никто не заметил. В другой раз во время чудовищного ненастья и густого тумана самолет, на котором я находился, сбился с курса. Мы только потом догадались, что летели над восточным побережьем Чукотки. К счастью, нас тогда не заметили, а то могли бы пустить на преследование "МиГи" и сбить...
- А как от эскимосов вы перешли к Пушкину?
- Это произошло не так давно - в 1992 году. Тогда я впервые прибыл в Россию уже легально, избрав для этого, правда, очень необычный маршрут: Аляска - бухта Провидения на Чукотке. Это был всего второй рейс самолета американской компании через Берингов пролив. И там я познакомился с известным российским исследователем эскимосов Мишей Бронштейном. Он-то меня и пригласил посмотреть его коллекцию атрибутов эскимосской культуры в Москве. Я приглашение принял, но смог выбраться лишь несколько месяцев спустя. И вот, когда я уже паковал свои чемоданы в Санта-Фе, мне позвонила женщина, представившаяся как Рита Ван Лундсдорф, и попросила отвезти в Москву небольшую посылку. Это было знамение судьбы. Рита оказалась внучкой известного российского адмирала Александра Сергеевича Пушкина. Приезжаю в Москву и звоню адмиралу. И он приглашает меня в свою скромную квартирку на Таганке. Представьте себе картину: адмирал в праздничном мундире открывает мне дверь, некоторое время сурово рассматривает, глядя прямо в глаза, потом вдруг широко улыбается: "Да ты же настоящий Пушкин!". И, схватив в охапку, тащит меня внутрь жилища. Адмирал был настоящим патриархом пушкинской семьи, и ко мне он отнесся как к сыну. Потом он представил меня многим родственникам, и я превратился в пилигрима, путешествующего по пушкинским местам - Болдино, Михайловское... Адмирал умер в 1997 году и перед смертью попросил меня продолжить его миссию. Я обещал ему это сделать. И в том же году основал в Америке Пушкинский фонд.
- Вы только что посетили Тверскую область, где основали Международный Пушкинский центр. Почему там?
- Сначала мы хотели создать гигантский Пушкинский центр в Москве или Санкт-Петербурге. Но там пробиться с этим начинанием через местную бюрократию, контролирующую сферу недвижимости, нам оказалось не под силу. А в Твери существует так называемое "Пушкинское кольцо" - восемь или девять мест, связанных пребыванием в них великого поэта. И эта идея, похоже, оказалась жизнеспособной. Тверь находится между двумя российскими столицами, там энергичный молодой губернатор, он готов оказать нам поддержку, этот район понравился и американским инвесторам. Это будет комплекс сооружений, который включит театр, конференц-зал, отель, исследовательский центр, музей, библиотеку и многое другое. Такого центра еще не было в России. Наша великая задача - пропагандировать пушкинское наследие во всем мире.
- В США главным пушкинским местом стал город Санта-Фе?
- Да, я там живу. И там при Стэнфордском университете был основан в 1997 году фонд "Пушкинское наследие". А потом мы создали еще и Международный благотворительный Пушкинский фонд, первую американо-российскую благотворительную организацию. В Санта-Фе у меня есть и "Пушкинская галерея". А еще я коллекционер и арт-дилер. Выставляю на аукционы предметы культуры советской эпохи, прежде всего живописи, которые я приобрел в вашей стране. В последний раз это было на торгах "Сотбис" в Нью-Йорке.
- Я знаю, что вы ставите мюзиклы по пушкинским произведениям.
- Да, это "Капитанская дочка" на музыку известного композитора из Санкт-Петербурга Андрея Петрова, слова написала Адел Эренхайн из Нью-Йорка. Пушкинский фонд является продюсером. У нас очень серьезный партнер - Бостонская консерватория. Именно в Бостоне мы и поставили "Капитанскую дочку". А потом выступили с гастролями в Эрмитажном театре. У нас было 6 представлений, в которых участвовали известные актеры с Бродвея. Если найдем необходимую сумму денег, то поставим этот мюзикл на самом Бродвее - на многие годы!
- Говорят, что вы сами пишете песни.
- Верно.Я сочинил около 100 песен в стиле джаз, блюз и поп, многие записал на диски, но в продажу не выпустил ни одного. Все - для моего личного удовольствия, это своего рода терапия. Кроме того, я люблю петь по-русски, используя ваши стихи и поэмы: "Осторожно, двери закрываются" или "Друзья мои, прекрасен наш союз".
- А есть какая-то русская группа, которая вам нравится?
- Есть одна. "Маркшейдер Кунст" - группа из Санкт-Петербурга. Она исполняет серьезный рок. А дешевую попсу я не люблю. Даже группу "Тату". Все-таки мне с такой фамилией нужно обладать высоким эстетическим вкусом.