Сайт: Lenta.RU
Родился 25 августа 1953 года в Москве. В 1975 году окончил Московский финансовый институт по специальности "международные экономические отношения". С 1975 по 1979 год работал инженером в Государственном комитете по внешним экономическим связям. С 1979 по 1993 год - в Министерстве иностранных дел, занимал должности атташе, третьего секретаря, а с 1987 по 1993 год - второго и первого секретаря посольства СССР и России в Швеции (по другим данным, с 1991 по 1994 год первым секретарем посольства России в Швеции был Константин Косачев депутат Госдумы третьего и четвертого созывов.
В 1993 году Дмитриев перешел на работу в Министерство финансов РФ, на должность заместителя руководителя валютного департамента. С февраля 1995 года по август 1997 года работал в должности заместителя начальника департамента иностранных кредитов и внешнего долга Минфина РФ. В июне 1997 года Дмитриев был назначен первым заместителем председателя Внешэкономбанка и членом совета директоров Внешэкономбанка - кредитной организации, которая обслуживала, в частности, внешние долги России (с 1996 по 2002 год ВЭБ возглавлял Андрей Костин, в команду которого вошел Дмитриев). В ходе финансового кризиса 1998 года, по решению правительства, контракты с покупателями российского оружия были переведены из рухнувших коммерческих банков во Внешэкономбанк. Это способствовало не только росту клиентской базы кредитной организации но и установлению контактов руководства ВЭБ с Министерством обороны РФ. В 1999 году за большой вклад в развитие финансово-банковской системы Российской Федерации Дмитриев был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
В июне 2002 года Дмитриев пришел во Внешторгбанк (Банк внешней торговли, впоследствии ВТБ) на должность заместителя президента - председателя правления. На этом посту работал так успешно, что 9 сентября 2003 года президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Дмитриева орденом Почета.
27 мая 2004 года указом президента РФ Дмитриев был назначен председателем Внешэкономбанка. В 2004 году объем международных платежей через банк составил 28,2 миллиарда долларов. При этом банк и к 2004 году не имел лицензии, а осуществлял свою деятельность на основании указа первого президента России Бориса Ельцина. По данным газеты "Коммерсант", готовя указ о назначении нового руководителя ВЭБ, премьер-министр Михаил Фрадков поручил министру финансов Алексею Кудрину подобрать несколько кандидатур. Кудрин предложил главе правительства трех кандидатов, отметив, в частности, высокий профессионализм Дмитриева. Помимо этого, по мнению источников издания в правительстве, на назначение Дмитриева могли повлиять хорошие личные отношения с министром обороны Сергеем Ивановым (Иванов занимал должность главы оборонного ведомства с марта 2001 года а ВЭБ по-прежнему являлся агентом правительства по обслуживанию межправительственных соглашений в сфере военно-технического сотрудничества). В то же время отставку Владимира Чернухина, возглавлявшего банк до Дмитриева, источники газеты в правительстве связывали с тем, что Чернухин считался креатурой бывшего премьера Михаила Касьянова.
В начале октября 2004 года Дмитриев заявил, что Россия может завершить процесс урегулирования долговых обязательств бывшего СССР к 2006 году. По словам Дмитриева, эти планы касались как долга по двусторонним соглашениям между СССР и другими странами, так и коммерческой задолженности бывшего Советского Союза, которая образовалась в результате импортных операций советских внешнеторговых организаций. Глава Внешэкономбанка заверил журналистов, что выверка задолженности бывшего СССР идет нормальными темпами, и большая ее часть уже готова к реструктуризации (первый транш по задолженности обменяли на еврооблигации России еще декабре 2002 года). К августу 2006 года Россия досрочно погасила свой долг странам - членам Парижского клуба, выплатив им около 23 миллиардов долларов.
В декабре 2004 года Внешэкономбанк помог государственной компании "Роснефть" купить НК "Юганскнефтегаз", дочернее предприятие нефтяной компании "ЮКОС", за 9,35 миллиарда долларов. Все эксперты сходились во мнении, что у самой "Роснефти" средств на это не было. Тогда компания скрыла источники финансирования, но описала схему финансирования в отчете за I квартал 2006 года, опубликованном в мае того же года. Из документов следовало, что компания не оплатила бы вовремя акции "Юганскнефтегаза", если бы Внешэкономбанк не предоставил ей кредит в сумме 5,3 миллиарда долларов. В течение 2005 года Дмитриев неоднократно заявлял, что банк не имеет отношения к приобретению "Юганскнефтегаза" (бывшие владельцы "ЮКОСа", а также миноритарные акционеры ЮНГ называли сделку незаконной и пытались оспорить ее в американском суде), а после обнародования отчета "Роснефти" представители банка отказались давать комментарии.
В декабре 2005 года Дмитриев сообщил журналистам, что Внешэкономбанк намерен войти в капитал Российского банка развития (РосБР). По словам Дмитриева, такие действия Внешэкономбанка были предусмотрены концепцией реорганизации его деятельности. На деле же, утверждала газета "Коммерсант", речь шла о создании на базе Внешэкономбанка госкорпорации под названием "Внешэкономбанк России" с капиталом 2,5 миллиарда долларов, в которую должны были войти РосБР и Росэксимбанк (свыше 90 процентов акций которого принадлежит ВЭБу). По версии газеты, эта корпорация должна будет заниматься кредитованием инвестиционных проектов за счет пенсионных средств населения. В феврале 2006 года глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что банк развития будет создан в России до конца 2006 года и займется сопровождением экспортно-импортных операций и инвестиций в зарубежные активы (соответствующее распоряжение президента России уже было издано). Кроме того, по словам Грефа, новая структура станет техническим оператором по выделению средств Инвестиционного фонда, в компетенцию банка также будет входить проведение экспертизы соответствующих инвестиционных проектов. Тогда же стало известно, что сама идея создания такого банка принадлежит Дмитриеву.
Проект создания новой финансовой структуры на базе самого Внешэкономбанка, Российского банка развития (РосБР) и Росэксимбанка ВЭБ обнародовал в марте 2006 года. Сообщалось, что основой нового банка, который будет называться "Российский банк развития", было предложено сделать ВЭБ, имевший среди трех базовых банков наивысшие капитализацию и кредитный рейтинг. Тогда же в печати вновь возникла и тема использования пенсионных накоплений. В частности, на "круглом столе" в Совете Федерации, проходившем сразу после обнародования концепции создания РосБР, Дмитриев заявил, что пенсионные ресурсы, аккумулируемые в ВЭБе, по крайней мере их часть, могут работать на экономику и вкладываться в "объемные, капиталоемкие, окупаемые проекты". Сенаторы поддержали эту идею однако уже в апреле 2006 года Дмитриев предложил новую схему создания госбанка развития. Его предложение заключалось в том, чтобы банк с уставным капиталом в 3 миллиарда долларов создавался без участия Российского банка развития (РосБР) и Росэксимбанка, лишь на базе ВЭБ. Преобразование в новый банк позволило бы Внешэкономбанку легализовать свой юридический статус - получить банковскую лицензию и вполне официально подчиняться непосредственно правительству (до того времени банком управлял Центробанк). Назвать новую кредитную организацию Дмитриев предложил Федеральным банком внешнеэкономической деятельности и развития РФ.
В августе 2006 года стало известно, что Министерство финансов РФ поддержало первое предложение главы Внешэкономбанка - о создании на базе ВЭБа национального банка развития. Кроме того, Минфин согласился оставить за ВЭБом функции агента правительства по внешнеэкономической деятельности и долгового агентства. А в октябре Дмитриев заявил журналистам, что в ходе создания Национального банка развития Росэксимбанк и РосБР будут присоединены к ВЭБу, а затем ликвидированы как юридические лица (при том, что РосБР и Греф возражали против обеих ранее рассматривавшихся концепций создания нового банка - как против той, которая предусматривала превращение Росэксимбанка и РосБР в "дочек" банка развития, так и той, согласно которой предлагалось оставить их самостоятельными, а новую кредитную организацию создать на базе ВЭБа. Однако затем Греф принял сторону ВЭБа, а глава РосБР Юрий Исаев покинул свой пост, и банк возглавил ставленник Дмитриева Сергей Крюков).
В апреле 2007 года Госдума приняла закон "О Банке развития". Согласно документу, банк должен быть создан на базе Внешэкономбанка и действовать под его брендом, осуществляя страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков в порядке, определяемом правительством РФ. Уставный капитал финансовой организации к концу 2007 года должен был составить 70 миллиардов рублей, а собственные средства - 100 миллиардов рублей. Основной задачей банка в документе была названа поддержка инновационных проектов, экспорта российских товаров, а также малого и среднего бизнеса (то есть кредитование; эту редакцию документа отстаивал вице-премьер правительства РФ Александр Жуков, в то время как премьер Михаил Фрадков предлагал исключить из функций банка развития страховую деятельность. В мае 2007 года Путин подписал закон "О Банке развития", согласно которому началось создание новой госкорпорации на базе "Внешэкономбанка", "Росэксимбанка" и "Российского банка развития".
В июне 2007 года, после того, как госкорпорация "Банк развития" (ВТБ) была зарегистрирована, президент Путин назначил Дмитриева ее руководителем. Во время встречи с руководителем государства Дмитриев подтвердил, что основными направлениями работы банка будут "преодоление инфраструктурных ограничений роста, повышение эффективности использования природных ресурсов и модернизация и дальнейшее развитие наукоемких промышленных производств". Он подчеркнул, что предстоит подготовить меморандум о финансовой и инвестиционной деятельности банка, который определит основные направления деятельности банка.
В декабре 2007 года Виктор Зубков, сменивший Фрадкова на посту премьер-министра РФ в сентябре 2007 года заявил, что переходный период в формировании "Банка развития" закончен. "Нужно, чтобы с начала 2008 года он имел основу для полноценной, эффективной деятельности", - отметил он. Зубков поручил доработать стратегию развития госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" и представить ее в правительство к 1 марта 2008 года. Дмитриев, в свою очередь, обратил внимание премьера на то, что на разработку стратегии было отведено около месяца, а этого времени, по его словам, было "недостаточно для формирования полноценного документа".
Дмитриев - член-корреспондент Российской академии естественных наук. По сведениям "Независимой газеты", Дмитриев подготовил и докторскую диссертацию, посвященную проблемам внешнего долга России. Диссертация руководителя Внешэкономбанка была названа "Мировой финансовый рынок и долговая стратегия России". По информации издания, в своей диссертации Дмитриев предлагал полностью отказаться от привлечения "связанных кредитов" от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а у международных финансовых организаций брать деньги только на крупные инфраструктурные проекты, "имеющие общегосударственное значение". Защита докторской состоялась в 2007 году в Институте мировой экономики и международных отношений РАН.
Дмитриев женат, у него два сына.