Сайт: People's History
ФОНДА Джейн родилась 21 декабря 1937, американская актриса. Дочь актера Генри Фонды.
Одна из самых ярких и скандальных мировых звезд 60-х. Очень похожая внешне на отца — высокая, худощавая, но — в своем женском варианте — очень сексапильная и не стесняющаяся это подчеркнуть. Джейн, как и ее отец, стала в 60-е годы воплощением национального характера, естественно, с поправкой на время. В ней уже не найти и следа присущей облику Генри застенчивости, скромности. Героини Джейн — раскрепощенные, напористые, энергичные, но в то же время тонко чувствующие, уязвимые, мыслящие.
Актриса получила добротное и многостороннее образование, в том числе занималась в Актерской студии Ли Страсберга. Ее дебют в кино произошел по инициативе режиссера Джошуа Логана, друга отца, пригласившего Джейн на роль студентки в комедии «Невероятная история» (Tall сюжет, 1960).
Огромную роль в ее жизни сыграл французский режиссер Роже Вадим. В 1965 году она стала его женой и снялась в целой веренице фильмов мужа, из которой выделялась «Барбарелла» (Barbarella, 1968, по популярному французскому комиксу), шокировавшая публику стриптизом Джейн на начальных титрах. Но актриса не пожелала стать по воле Вадима сексуальной богиней в духе Брижит Бардо.
В 1968 году она с грудной дочкой вернулась в Америку, чтобы сняться в картине Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» (They Shoot Horses, Don't They?). Роль Глории — девушки, все силы вложившей в попытку переломить судьбу, участвуя в танцевальном марафоне, который заканчивается для нее трагически, переломила судьбу самой актрисы. Джейн не только была номинирована на «Оскар», она стала первой леди американского кино. А вскоре, в 1971 году, удостоилась «Оскара» за роль проститутки в триллере Элана Пакулы «Клют» (Klute).
В эти годы актрису стали называть «Джейн-Ханой»: она сделалась пламенной активисткой, поддерживала лево-террористическую организацию «Черные пантеры» и вместе с партнером по «Клюту» Дональдом Сазерлендом организовала «Антивоенную труппу», с которой они ездили по военным базам Пентагона и агитировали против войны во Вьетнаме. Это не мешало Джейн много и плодотворно сниматься. Энергия ее неистощима (хотя всему есть свой предел — достигнув пятидесятилетнего возраста, заядлая спортсменка и пропагандистка аэробики перенесла инфаркт).
В 70-е актриса еще дважды номинировалась на «Оскар» за роли в фильмах «Джулия» (Julia, 1977) и «Китайский синдром» (The china syndrome, 1979), а в 1978 получила второй «Оскар» за «Возвращение домой» (Coming Home, 1978) — самую острую и глубокую картину о пост-вьетнамском синдроме. С 1984 года Джейн связана личными отношениями с телевизионным магнатом Тедом Тернером (брак был оформлен только в 1991 году).
Cнималась редко — «На следующее утро» (The Morning After, 1986, номинация на «Оскар»), «Старый гринго» (Old Gringo, 1989), «Стенли и Айрис» (Stanley & Iris, 1990).