Сайт: People's History
юдвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа.
Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей.
Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда.
Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге.
В 1907 году он получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Позже при содействии Эугена Блейлера - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельцли в Цюрихе, закончил интернатуру по психиатрии.
В том же (1907) году К.Г. Юнг знакомит его с З.Фрейдом, с которым у Бинсвангера установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктринальные разногласия. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, невзирая на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентов психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер).
Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX века была довольно значительной. Это не могло остаться незамеченным основоположником психоанализа, и он рекомендовал Бинсвангеру принять участие в работе Венского психоаналитического общества. А в 1910 году Бинсвангер был избран президентом этого общества. В группу психоаналитического движения входили такие известные психоаналитики как А. Шторх (Storch A.), М. Босс (Boss M.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.), Ван Ден Берг (Van Den Berg J.H.) и Байтендийк (Buytendijk F.J.).
Период с 1910 по 1920 годы - время, когда Бинсвангер делает попытки переосмыслить учение З.Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В.Дильтея) (Dilthey) и Э. Шпрангера, феноменологии Гуссерля и М. Шелера, и впоследствии отвергает биологизм и детерминизм З.Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений.
В 1911 году Бинсвангер сменил своего отца на посту директора санатория Беллевю в Кройцлингене, и занимал эту должность до 1956 года, когда передал бразды правления своему сыну.
С выходом в 1927 году работы М.Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа.
Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени", то есть рассмотрения человека в единстве с миром человека и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии, утверждая, что аналитика Хайдеггера является основанием любой будущей антропологии.
Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования.
В 1942 году выходит в свет главная работа Бинсвангера "Основные формы и познание человеческого бытия", которая носит преимущественно философский характер. Здесь Бинсвангер пытается дополнить хайдеггеровскую экзистенциальную аналитику философской антропологией М. Шелера и еврейского мыслителя Мартина Бубера (Buber M.), а также идеями русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка.
Работы Бинсвангера получили широкую известность, и оказали влияние на широкий круг западных философов, психологов и психиатров, привели к появлению такого направления как антипсихиатрия, оказали известное влияние на немецкую философию и литературную критику.
Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицинских академий, в 1956 году ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина.
В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.
Умер в 1966 году.