Сайт: Психологический словарь
Интересы: общая психология, история психологии, философия психологии и теоретическая психология, психология искусства.
Образование: доктор философии, Берлинский университет, 1928.
Профессиональная деятельность: Гуггенхеймская стипендия, 1942-3; президент отделения 10 АРА, 1957, 1965, 1971; президент Американского общества эстетики, 1959,1979; заслуженный профессор психологии искусства, Гарвардский университет, 1974; Член AAA&S, 1976; награда "За выдающуюся деятельность в области искусств" Национальной ассоциации образования, 1976; почетный доктор Род-Айлендской школы дизайна, 1976, Бейтс Колледжа, 1981, Коммерческого университета, 1984, Канзасского городского института искусств, 1985, Колледжа Сары Лоуренс, 1985.
После завершения докторской диссертации (экспериментальное исследование зрительного восприятия) Арнхейм в течение 5 лет (1928-33) работал заместителем редактора по делам культуры журнала, публикуемого в Берлине. Затем он перешел в Международный институт научно-популярных фильмов Лиги наций в Риме, где работал в такой же должности до 193 8. Годом позже он работал в Лондоне переводчиком в ВВС, где оставался почти год. В 1940 он эмигрировал в США, где поступил на исследовательскую службу (исследования по радио) в Колумбийский университет, Нью-Йорк. Он получил американское гражданство в 1946. С 1943 по 1968 он работал на факультете психологии Колледжа Сары Лоуренс, Бронксвилл, Нью-Йорк, и был лектором и профессором в Новой школе социальных исследований, Нью-Йорк. С 1968 до отставки в 1974 он был профессором психологии кафедры исследования зрения и окружающей среды в Гарвардском университете и профессором в Мичиганском университете.
Вклад Арнхейма принадлежит трем областям: восприятию искусства, лечению искусством и зрительному познанию и решению задач. Его подход к психологии основывался на противоречии, уходящем корнями в Средние века, — противоречии между истинами религиозными и научными. Это привело к созданию доктрины "двойной истины" — философского противоречия между верой и знанием, существующим до настоящего времени. Примирить веру и знания можно только с помощью художественного опыта. Арнхейм рассматривал искусство прежде всего как средство терапии. Он развил теорию артистического поведения, как эстетической и гносеологической деятельности, характеризующейся сложной игрой между субъективным и объективным материалом. Любое представление в принципе основано на изобретении форм, структурно или динамично эквивалентных объекту. Художественное представление не ставит перед собой задачу буквального соответствия первоначальному объекту. Художник стремится своими специфическими приемами создать форму из линий и контуров, и именно из этих форм развивается сложный язык графики. Арнхейм активно пользовался идеей гештальта при развитии своей теории, в результате чего возник подход, альтернативный необихевиористам, когнитивной психологии и психоаналитикам. Его психология искусства ближе к общим проблемам познания и может быть применена как методология решения задач. Например, он утверждал, что решение проблем не является последовательностью статических стадий, но есть процесс динамического изменения, идущий либо от первоначальной простой основы путем изменений, деформаций или вариаций к более сложной структуре, либо от искаженной структуры к более адекватной, простой форме. Так, решение проблем предполагает фиксирующую силу восприятия: чем лучше гештальт, тем надежнее восприятие сохраняется в памяти, мыслях и сознании воспринимающего.
Основные публикации
1949 The Gestalt theory of expression. Psychological Review, 56, 156-171.
1954, 1966, 1974 Art and Visual Perception. University of California Press.
1966 Toward a Psychology of Art. University of California Press.
1969 Visual Thinking. University of California Press.
1977 The Dynamics of Architectural Form. University of California Press.
1986 New Essays on the Psychology of Art. University of California Press.
1989 Zum Thema von Zufall und Gesetzlichkeit (On the topic of chance and lawfulness). Gestalt Theory, 11, 268-270.
1989 Die verschwindende Welt und Kohlers Tintenfass (The disappearing world and Kohler's ink-well). Gestalt Theory, 11, 191-198.
1991 Beyond the double truth. New Ideas in Psychology, 1-8, 9.
1994 Consciousness: An island of images. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, 14, 121-127.
1994 Artistry in retardation. Arts in Psychotherapy, 21,329-332.