Автор: Светлана Наборщикова
Сайт: Известия
Статья: Танцовщик и хореограф Владимир Васильев: "Концерты по России назовем: "Мона Лиза русского балета. Улановой посвящается'
Дата публикации: 08.10.2009
Фото: Сергей Смирнов
вопрос: Владимир Викторович, как страна отметит славную дату?
-ответ: В день рождения Галины Сергеевны в Мариинском театре будет представлена большая программа из фрагментов самых известных балетов ее репертуара. Будут и "Жизель", и "Бахчисарайский фонтан", и сюита из "Ромео и Джульетты" Лавровского. Планируем приезд почетных гостей - Алисии Алонсо, Карлы Фраччи, Джона Ноймайера. Учитывая, что "Бахчисарайский фонтан" и "Ромео..." давно не исполнялись на сцене Большого театра, можно было бы привезти эту программу в Москву и показать 16 января - на юбилейном вечере в честь Улановой. В ноябре при поддержке Министерства культуры сделаем два гала-концерта в Красноярске и Абакане с участием солистов Большого театра. Откроются фото- и театральная выставки. Среди наших юбилейных предложений - вручение премий и стипендий Фонда, установка памятника Улановой в Москве, присвоение ее имени улицам Москвы и Санкт-Петербурга, кораблям и воздушным лайнерам.
в: Помнится, шли разговоры о возобновлении "Красного мака", где Уланова танцевала китаянку, влюбленную в советского капитана.
-о: Мы обсудили эту идею с Валерием Гергиевым, и он ее одобрил. Сюиту из "Красного мака" в исполнении артистов Мариинского театра мы постараемся показать в декабре 2010 года - в завершение юбилейного года. Сделать это нужно обязательно. Будучи учеником, я сам танцевал в этом балете и помню, какой трепетной была там Галина Сергеевна. Хочется вернуть зрителям это очарование - пусть пока не весь спектакль, но лучшие его фрагменты. Естественно, в преломлении эстетики сегодняшнего дня. Для меня важно, что в "Красном маке" есть тема любви и самопожертвования ради любви. А это времени неподвластно.
в: Кто будет финансировать юбилейную программу?
-о: Мы, конечно, в первую очередь надеемся на государственную поддержку. Президент нас поддерживает - есть распоряжение о подготовке указа по празднованию юбилея Улановой. Обнадеживает и то, что мэр столицы Юрий Михайлович Лужков согласился стать сопредседателем Оргкомитета по проведению юбилейных мероприятий. Возможно, кто-то из наших состоятельных людей решит помочь в проведении мероприятий. В общем, все - за, а что будет на деле, посмотрим. Мы со своей стороны будем делать то, что можем.
в: Вам не привыкать. Вот музей-квартиру Улановой на Котельнической набережной спасли.
-о: Слава Богу, квартира существует. Но тоже нуждается - и в новом компьютере, и в оцифровке фото- и видеоматериалов.
в: У вас была идея, чтобы в квартире Улановой встречалась творческая интеллигенция.
-о: Люди собираются. Жаль, что не по инициативе Большого театра. Было бы хорошо, если бы Большой взял музей-квартиру под свой патронат и устраивал там вечера. Для молодежи это очень важно - знать и помнить. Великое имя Улановой сегодня знают немногие. Как-то по ТВ видел программу, где молодых людей на улице спрашивали, кто такая Уланова. А они в ответ: "Это что-то с лошадьми связано, да?"
в: Грустно. А как обстоят дела с Центром танца имени Улановой?
-о: За последние пять лет дело так и не сдвинулось. Причина, как всегда, - деньги. Но и какого-то генерального решения пока не принято.
в: Вы хотите строить или согласны на уже существующее здание?
-о: Центр должен собрать представителей всех видов танцевального искусства, включая классику, модерн, фольклорные и эстрадные направления. И, естественно, требует множества репетиционных залов, гримерных, костюмерных. Переоборудовать старое здание под такой проект гораздо дороже, чем построить новое.
в: Место уже выбрали?
-о: Было хорошее место - напротив дома Галины Сергеевны, на противоположном берегу Москвы-реки. Но оно оказалось занятым. Другие места предлагают на окраинах, но как-то неловко отправлять Уланову на выселки...
в: Вы танцевали с Улановой. Понимали, в чем заключался ее секрет?
-о: Я поначалу не задумывался над секретами. Просто мне очень нравился ее танец, ее интерпретация музыки - всем существом. При минимуме внешнего выражения у нее был огромный внутренний запас, чувствовалась какая-то недосказанность - как в лучших творениях старых мастеров. Своей загадочностью она напоминала персонажей гениальных итальянских мастеров Возрождения. Концерты по России мы так и хотели бы назвать "Мона Лиза русского балета. Галине Улановой посвящается".
в: Она была удобной партнершей?
-о: В своем репертуаре - да. Тщательно, скрупулезно все отрабатывала. Очень серьезно относилась к своей профессии - это была ее жизнь. Точно так же она относилась и к своей преподавательской деятельности. Молодежь иногда считает: "А, сегодня не вышло, завтра сделаю". С ней же приходилось одно и то же повторять много раз. Она никогда не повышала голос и все-таки добивалась успеха.
в: Как случилось, что вы стали работать с ней над главной партией в "Иване Грозном" - все-таки мужская роль?
-о: Я ее сам попросил: "Галина Сергеевна, вы не могли бы поработать со мной?" - "Кто?! Я?!" А потом это ее захватило. Помню маленькие сухие руки, вцепившиеся в поручни трона. Чувствовалось, как эти руки становятся сильными, жесткими, зловещими и хрупкая женщина на глазах превращается в страшного деспота...
в: Какой период своей жизни она больше всего любила вспоминать?
-о: Она вообще не любила вспоминать. Есть люди - и я в том числе, - у которых одно цепляет другое и можешь говорить не останавливаясь, часами. Она же была удивительно немногословна. Поэтому даже простые истины в ее устах казались очень значительными. Кроме того, у нее был совершенно потрясающий эффект присутствия - все ждали, когда придет Уланова. И вот она появлялась - маленькая, скромная, неярко одетая. Но все чувствовали - ЧТО-ТО произошло. Чем это объяснить? До сих пор не понимаю.
в: А почему вы перестали с ней репетировать?
-о: Был период, когда новых вещей на нас с Катей (Екатерина Максимова .- "Известия") в Большом уже не ставили. Мы стали часто работать вне Большого, много гастролировали по миру. И нашлось немало "добрых" людей, которые внушали ей, что мы, может быть, недостаточно благодарны. На репетициях уже не стало того общения, когда чувствуется, что люди не могут жить друг без друга.
в: Уланова была выше театральных интриг?
-о: Она никогда в них не участвовала. Это очень хорошая позиция, но придерживаться ее сложно. Нас же как воспитывали? "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Мы всегда хотели добиться справедливости. А она отстаивала позицию художника, который занят своим любимым делом и ничем другим. И никогда не подписывала никаких писем: "Вы - ради Бога, а я нет, не буду". Один раз надо так себя поставить, и к тебе больше не будут приставать.
в: Вы бывали у нее дома?
-о: Каждый день рождения - 8 января и 16 мая. 16 мая - день рождения ее, как артистки, был самым главным, можно сказать, святым. Собирался очень узкий круг - несколько подруг, два-три врача, кто-то из журналистов.
в: И в дружеском общении она не изменяла своей сдержанности?
-о: Она, конечно, по-другому вела себя - могла совсем немного выпить, была веселой, смеялась. Чего на людях никогда себе не позволяла. Так и с Катей было. Катя в свой внутренний мир тоже никого не впускала. Они в этом были очень похожи. Думаю, им было нелегко вместе. Когда говоришь человеку: "Я хочу, чтобы ты сделал то-то и то-то", ожидаешь какой-то реакции. А Катя и Галина Сергеевна всегда были молчуньями. Человек просто молчит, и ты не понимаешь, понял он тебя или нет. Потом делает - значит, понимает. Но это различие темпераментов очень сложно выносить. Представьте себе, вы бежите по одной дистанции, но один из вас спринтер, другой - стайер. Я - спринтер. А Катя и Галина Сергеевна были стайерами. Катя всю жизнь говорила: вот выйдем на пенсию - будем отдыхать, ездить. Ничего подобного. Все оказалось наоборот. Как только мы закончили танцевать, времени вообще не стало. Она занималась с девочками в Большом, после этого шла в Кремлевский дворец, и так на протяжении многих лет у нее не было ни одного дня отдыха.
в: Так это же замечательно.
-о: Конечно, замечательно. Но тяжело. Она очень уставала, а в театр ходила даже больная. Заболела, было воспаление легких - и... сердце не выдержало, остановилось...
в: Скоро ли будет памятник на могиле Екатерины Сергеевны?
-о: Ко мне сейчас приходят и говорят: "Как хорошо у вас, ничего нет, только трава и ромашки". Мне самому нравится. Сохранить бы эту простоту и в памятнике. Я уже знаю, каким он будет, но не хочу говорить, боюсь сглазить. Надо найти скульптора, который сделает то, что я вижу. Должно быть что-то очень теплое и простое. Давит это обилие бюстов, каменных идолов. Мне не хочется, чтобы говорили: "О, это не похоже на Максимову...".
в: Планируются ли концерты, ей посвященные?
-о: Я не ожидал, но оказалось, что уже много концертов в память Кати дано, в том числе за рубежом. У нас, на Пасхальном фестивале Гергиев посвятил ей один из вечеров. Премьеру "Анюты" в Красноярске дали, помня о ней. Был очень теплый вечер: многие в зале плакали. Недавно звонили из Свято-Данилова монастыря. Его попечители хотят сделать программу памяти Кати. Конечно, я - за. Следующий конкурс "Арабеск" в Перми, который она столько лет возглавляла, будет посвящен ей. Так совпало, что в день ее ухода - 28 апреля пройдет заключительный концерт этого соревнования.
в: После кончины Екатерины Сергеевны вас что-то радует?
-о: Работа. Я, например, очень рад, что у нас получилась Школа Большого балета в Бразилии. Ей уже девять лет. Директор школы - наш бывший концертмейстер Павел Казарян - умный, деятельный, любящий свое дело человек. Есть ощущение, что у нас будет продолжение в Бразилии - русская школа видна у этих ребят. А главное, этот проект - еще и социальная программа, потому что в школу принимают детей из необеспеченных семей. Есть дети, у которых в домах не было электричества и душа. Они ни читать, ни писать не умели. Сейчас это совершенно другие люди.
в: В конце октября отпразднуют юбилей Валерия Гаврилина, автора музыки к вашей знаменитой "Анюте". Будете участвовать?
-о: Да. Владимир Иванович Федосеев предложил мне стать режиссером вечера в зале им.Чайковского. Прозвучат фрагменты из "Анюты", "Военные письма", "Перезвоны", эпизоды из "Дома у дороги" - там замечательный, сумасшедший вальс...