Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр
Родился 27 марта 1930 года в Алма-Ате (Казахстан). Отец - Кубасов Степан Селиверстович (1898-1934). Мать - Кубасова Галина Григорьевна (1906-1991).
Первые годы жизни Владимира Кубасова прошли на берегу речки Алма-Атинки, в ущелье Медео. Небесная синева и живые линии снежных вершин, свечи черных елей на склонах были первыми впечатлениями, которые отложились на всю жизнь, сделали его навсегда влюбленным в горы. Горные пейзажи и по сей день остаются любимой темой в его живописи.
Вскоре семья переехала в Москву. Когда Владимиру было 4 года, умер отец. Оставшись одна с 3 детьми, мама работала в редакции, затем на сельскохозяйственной выставке. Воспитывать детей и вести нехитрое хозяйство помогала тетя. А впереди были война, голод...
Учиться приходилось урывками. Школу Владимир окончил экстерном, за год был аттестован за 9-й и 10-й классы сразу. В экстернате он познакомился с демобилизованным, который твердо решил поступать в архитектурный институт. И хотя до этого Владимир не задумывался о профессии архитектора, решимость друга увлекла его: Кубасов записался на подготовительные курсы и через 2 месяца упорного труда, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом МАРХИ (1947).
В группе, где учился Кубасов, архитектуру преподавали великолепные мастера-педагоги, талантливые художники Михаил Федорович Оленев и Юрий Николаевич Шевердяев, заложившие в своих учениках основы творческого подхода к работе, стремление к поиску нестандартных, высоко художественных решений.
В студенческие годы Владимир Кубасов страстно увлекся живописью. Совершенствуя свое мастерство, выезжал для работы на Кавказ, в Крым, в Прибалтику, в Загорск, в Киев, на Волгу, делал по 5-10 акварелей в день...
Черты своеобразия творчества архитектора просматриваются уже в его дипломном проекте (1953), который даже в те годы грандиозных классических композиций был велик по объему и выделялся по замыслу. 18 досок, заполненных оригинальными рисунками и чертежами, были отмечены одной из высших премий - творческой поездкой по Прибалтийским республикам. После окончания института Кубасова взял в свою мастерскую Ю.Н. Шевердяев. Вместе с ним МАРХИ окончила его супруга - Косникова Ирина Владимировна (1927 г. рожд.). Владимир Степанович имеет сына, Кубасова Андрея Владимировича (1954 г. рожд.) и дочь, Кубасову Марину Владимировну (1963 г. рожд.).
Острота проектных сюжетов в сочетании с размахом и мастерством подачи материалов на завершающей стадии, многочисленные конкурсные проекты, часто отмеченные разными премиями, постоянное участие в выставках живописи и графики сразу после окончания института выдвинули В.С. Кубасова на передовые позиции среди молодых архитекторов. Вскоре он был приглашен в группу основных авторов Московского городского Дворца пионеров, в которую также вошли В. Егерев, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян, Ю. Ионов. Выиграв конкурс и обойдя при этом проекты мастерских с звучными именами И.В. Жолтовского и Б.С. Мезенцева, группа молодых зодчих (позже все они стали крупными архитекторами) в 1962 году построила Дворец пионеров.
Строительство Дворца пионеров стало событием в архитектурном мире. "Великолепная семерка" (так стали именовать авторов Дворца) неожиданно для себя и других стала пионером нового направления в отечественном зодчестве - приоритета эмоциональных начал, заведомого подчинения технологии образу произведения. В 1968 году архитекторы - создатели Дворца пионеров были удостоены Государственной премии РСФСР.
Индивидуальное мастерство как зодчего проявилось у B.C. Кубасова в работе над проектом нового здания МХАТ имени М. Горького на Тверском бульваре в Москве (1972). В полной мере прозвучала профессиональная заявка на новый взгляд в прочтении художественного образа здания, в умении использовать для этого все главные составляющие любого архитектурного сооружения: объемно-планировочную структуру, материалы, их фактуру, цвет, свет, мебель, детали интерьеров и фасадов. В.С. Кубасову удалось добиться функционального и стилистического единства интерьеров при многообразии их пластической компоновки.
МХАТ - это не только целая эпоха в жизни архитектора, не только почти 10 лет творчества и строительства. МХАТ стал подлинной школой его профессионального мастерства. В чертежи и рисунки театра (Кубасов выполнил 600 листов рабочих чертежей!) автор вложил творческие эмоции не только графических изображений, но и своими руками создавал эту красоту, резал штукатурку в фойе, выполнял резьбу по дереву на главных входных дверях в здание, лепил изделия для отливки в бронзе, красил, освещал...
Встречи с великими актерами Кедровым, Ливановым, Грибовым, Массальским, участие в качестве автора-постановщика в спектакле "Три долгих дня" - все это помогло лучше понять истинное таинство актерского мастерства, увидеть театральное действие во всех его деталях изнутри, что во многом определило направление поиска проектных решений.
Полная творческая свобода, отсутствие какого-либо давления извне, незатейливая обстановка комнаты авторского надзора на стройке - лучших условий для художника в те годы, да еще на такой крупной стройке, нельзя было желать. Он придумывал, чертил под копирку и сразу передавал листы напрямую строителям на леса. Это время Владимир Степанович до сих пор вспоминает как лучшее в своей творческой профессиональной биографии. Да и МХАТ остается его любимым детищем, в котором, как он сам говорит, "все, что интересно, ново и красиво, - это мое; все, что плохо, - тоже мое".
Потом был Центр международной торговли (ЦМТ) на Краснопресненской набережной (первая очередь в 1982 г.) - первая в отечественной градостроительной практике тесная работа с западными коллегами. Поездка в США, знакомство с американским опытом проектирования и строительства многое изменили в творческих подходах В.С. Кубасова к архитектуре, в его профессиональном мышлении.
В содружестве с американскими и российскими зодчими (коллективом руководил М.В. Посохин) B.C. Кубасову удалось найти много интересных и новых решений в воплощении общей идеи многофункционального здания, которое надолго завладело умами зодчих в 1980-е годы. И прежде всего, осуществилась его давняя мечта о большом атриуме с фонтанами, с верхним светом и панорамными лифтами. В этот период он всерьез увлекается многосветными пространствами, рецензирует книгу Дж. Сексона "Атриумные здания", читает в профессиональных аудиториях лекции о зданиях с атриумами и новой зарубежной архитектуре.
Создание ЦМТ, особенно архитектурно-художественные решения его внутренних пространств, открыли новые грани таланта B.C. Кубасова как тонкого мастера создания эмоциональных интерьеров.
МХАТ и ЦМТ вызвали большой интерес у архитекторов, вошли в число наиболее интересных среди столичных архитектурных "новинок". B.C. Кубасов стал одним из немногих зодчих, чье имя трижды упоминалось в экскурсиях по Москве - у Московского Дворца пионеров на Ленинских горах, здания МХАТа на Тверском бульваре и ЦМТ на Краснопресненской набережной.
В 1977 году, в период работы над ЦМТ, В.С. Кубасов заканчивает строительство комплекса речного вокзала с гостиницей в Ростове-на-Дону. Светлый, точно распахнутый настежь, искрящийся на ярком южном солнце речной вокзал и сейчас остается одним из самых интересных общественных зданий в городе. Как всегда в постройках Кубасова, здесь - торжество художественного и целесообразного, эстетического и сугубо практического...
Развитие и расширение комплекса зданий Центра международной торговли (ЦМТ-2) привело не только к количественному увеличению объемов Центра, но и получило завершение всего градостроительного узла. Центром, объединившим ЦМТ-1 и ЦМТ-2, стала высотная башня новой гостиницы. Кубасов сумел добиться главного - ощущения цельности замысла двух этапов строительства Центра как основного элемента на подступах к Сити.
В поле зрения архитектора находятся более камерные проекты. Построены рестораны "Макдоналдс" на проспекте Мира (1995) и на Большой Дорогомиловской улице (1997), многофункциональный комплекс "Олимпик-Плаза" на проспекте Мира (1998), строится торгово-офисный комплекс в городе Ханты-Мансийске. В 2002-03 годах Кубасовым созданы проекты реконструкции гостиниц "Московская" в Ростове-на-Дону и "Волгоград" в Волгограде, проект строительства жилого комплекса "Волжские паруса" в Волгограде.
Совершенно новой и неожиданной для архитектора оказалась работа над жилым комплексом с системой обслуживания "Кунцево" (2000). Имея огромный опыт работы над объектами крупного общественно-зрелищного назначения, он с большим увлечением взялся за разработку жилого комплекса, проявив себя широко мыслящим градостроителем и архитектором с острым объемно-пространственным чутьем.
Жилой комплекс прежде всего привлекает широтой градостроительного подхода к уникальному расположению на пересечении двух важнейших магистралей. Сочетание планировочного решения и экологической чистоты - основная задача, стоявшая перед автором проекта. Огромные 13-этажные арки, разделяющие жилые образования, пронизывают комплекс солнцем, светом, воздухом. Гигантская 18-этажная колонна с капителью занимает весь главный фасад большой башни, создавая мощный архитектурный акцент для всей композиции.
Жилой комплекс "Кунцево" - уникальное архитектурное сооружение, не имеющее сегодня аналогов в Москве не только из-за масштабности застройки, но и по количеству инноваций, использованных при строительстве. Впервые в России автор осуществил строительство ширококорпусного жилья с небывалой шириной корпуса в 42 метра. Это дало возможность получить по-настоящему свободную планировку жилых квартир на любой вкус.
Архитектурное завершение жилых башен прозрачными коронами придает московский характер всему комплексу, что уже подхвачено в разных частях города и "принято" и архитекторами, и заказчиками.
В настоящее время В.С. Кубасов руководит архитектурным бюро с широким диапазоном творческих работ в области жилого и общественного строительства от индивидуальных жилых домов до многоквартирных жилых комплексов с обслуживанием, гостиниц, крупных офисных зданий, банков, театров, спортивных сооружений, градостроительных комплексов городских площадей и магистралей, кварталов, реконструкции зданий в исторической застройке, ландшафтных парков и скверов, интерьеров магазинов, офисов, жилых квартир и коттеджей, различных видов консалтинговых услуг.
За годы профессиональной деятельности В.С. Кубасов выполнил более 200 проектов (среди них, в частности, проекты здания Театра оперетты на площади Маяковского и реконструкции Большого театра). Он является лауреатом многих архитектурных и художественных конкурсов. Имя В.С. Кубасова внесено в книгу "Архитекторы XX столетия" Парижским институтом архитектуры.
Работы В.С. Кубасова вошли во многие исторические обозрения творчества архитекторов бывшего Советского Союза и Российской Федерации, в архитектурные издания в России и за рубежом.
Творчество В.С. Кубасова многогранно. В содружестве с художниками и скульпторами он осуществил ряд монументальных композиций и памятников. Живопись и графика стали для него своего рода жизненным хронометром, и подтверждением тому служат персональные выставки. В его работах импрессионизм, необыкновенная легкость линий сочетаются с выверенной тектоничностью композиций.
Более 20 лет Владимир Степанович ведет преподавательскую работу в МАРХИ (ныне - Архитектурная академия). Профессор кафедры общественной архитектуры, руководитель персональной творческой мастерской, он выпустил свыше 120 молодых архитекторов. Имеет публикации по архитектурной тематике в профессиональной прессе.
В.С. Кубасов - Народный архитектор РФ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Московского отделения Международной академии архитектуры, Заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной премии РФ, первый вице-президент Союза архитекторов России, почетный строитель Москвы.
Энтузиазму в работе неизменно сопутствовало бодрое отношение к жизни. Владимир Степанович всегда занимался спортом: в студенческие годы был в сборной института по лыжам, стрельбе, баскетболу, гимнастике, а позднее был семикратным чемпионом «Моспроекта» по лыжным гонкам. В настоящее время сохраняет верность своим спортивным пристрастиям.
Живет и работает в Москве.