Автор: Инна Безирганова
Сайт: Свободная Грузия
Статья: Любимейшая актриса
– Вы хотите, чтобы я рассказала о своей жизни? – спросила Наталья Михайловна Бурмистрова. – А как можно это сделать? Жизнь нужно прожить. Не так давно вышла моя книжка «Путешествие во времени».
В ней я рассказала о себе и о театре. Кроме того, меня нередко посещают корреспонденты разных газет и тоже просят поделиться воспоминаниями. Хотя моя жизнь была долгой и многообразной, мне придется повторяться, а не хочется.
Попробую начать так: я никогда не жила легко. Моя жизнь была беспокойной, похожей на американские горки: вверх – вниз, вверх – вниз. Но никогда не была бессмысленной и бесполезной. Я жила жадно и взахлеб. Любила быть в гуще событий, людей.
Будучи человеком восприимчивым, я как губка впитывала все новое, что встречалось в моей жизни, и складывала все впечатления в копилку эмоциональной памяти, чтобы позднее поделиться накопленным со своим зрителем. Поэтому я никогда не выдумывала своих героев, они были реальными и живыми, а не мертворожденными. Насколько мне это удавалось, судить не мне.
Говорят, что театр не терпит соперничества. И действительно, он был самой большой, единственной, пожизненной моей любовью. Если вы спросите меня, была ли я счастливой, я без колебаний отвечу: «Да! Я была счастлива». Меня удивляет, когда работу в театре называют профессией. Нет, театр – не профессия. Это образ жизни, религия. И я всегда жила с этой верой.
Я фаталистка и верю, что человеческая судьба предопределена нам свыше. Я родилась в актерской семье. Пяти лет впервые вышла на подмостки и до конца дней служила театру. Это ли не судьба?
Сейчас я существую в узком пространстве своей комнаты. Мир вижу только через окно. И впервые у меня есть время для того, чтобы вспоминать, вспоминать, вспоминать…
С Натальей Михайловной Бурмистровой автора этих строк связывают очень близкие отношения. Судьба свела меня с актрисой, когда мы работали над ее книжкой. С тех пор мы буквально сроднились с ней, я полюбила Наталью Михайловну как доброго, умного, интересного человека… Хотя раньше она для меня была прежде всего театральной звездой, кумиром зрителей.
Ее актерский диапазон
Бурмистрова – эта звучная фамилия давно стала, если выражаться современным языком, брэндом. За ним – неувядаемая женственность и талант настоящей, большой актрисы. Пять десятилетий на ней держался репертуар Тбилисского русского драматического театра имени А. Грибоедова. Она сыграла (включая работы на других сценах) около 200 ролей! В Грузии ее всегда обожали и обожают. Для всех она просто – Наташа Бурмистрова. Увы, актриса уже не выходит на сцену, но ее не забывают. Звонят, поздравляют с праздниками, берут интервью, просто выражают свою любовь…
В Тбилиси Наталью Михайловну пригласили в 1948 году. Первая ее роль на сцене театра имени А. Грибоедова – Любаша в спектакле «Великая сила». Известный критик В. Залесский в журнале «Театр» высоко оценил ее работу : «… очень хорошее впечатление произвела игра новой для театра имени Грибоедова актрисы Н.Бурмистровой в роли Любаши…» и далее: «… Приглашение этой актрисы в труппу – удача руководства театра».
А дальше была арбузовская «Таня», которую актриса считала своим талисманом. После премьеры спектакля фамилия «Бурмистрова» громко прозвучала в городе. Вот как пишет об этой работе Надежда Куркина: «Таня в исполнении Бурмистровой боролась и мужала с каждой новой картиной, духовно вырастала, и из наивной и милой девушки, пройдя сквозь страдания, становилась сильным и целеустремленным человеком и вызывала уже не только сочувствие и жалость, а уважение и гордость за нее».
И пошли роли, одна за другой, которым могла бы позавидовать любая актриса. Лиза из «Дворянского гнезда», Нина Заречная из «Чайки», цыганка Маша из «Живого трупа», Лариса из «Бесприданницы», Нила Снижко из «Барабанщицы», Нора из «Кукольного дома», Гитель Моска из «Двое на качелях», Софья Ковалевская из «Ценою жизни», Роза из спектакля «Улица Шолом-Алейхема, 40», Лидия Васильевна из «Старомодной комедии»…
Все, кому довелось видеть ее в роли Нилы Снижко, до сих пор с восхищением вспоминают эту работу актрисы. «Ее Барабанщица стала для многих символом героизма, удали, красоты», – говорит Гига Лордкипанидзе.
По словам Куркиной, актерская интуиция, имеющая решающее значение в творчестве художника, помогала ей жить на сцене по всем законам правды, естественно и просто. «Исполнительский диапазон Н. М. Бурмистровой весьма широк – она играет драму и комедию, водевиль и сатиру, мелодраму и героику, – отмечал Васо Годзиашвили. – Разные характеры, разные судьбы, но, отнюдь не повторяясь, актриса всегда подчеркивает то общее, что роднит этих героинь: огромную силу духа, способность выстоять в борьбе с ударами судьбы, а если эта борьба уж слишком неравная, то скорее умереть, чем пойти на компромисс».
Высоко оценивал актерский дар актрисы Котэ Махарадзе: «Наталья Бурмистрова разбила миф о том, что блестящие актеры могут быть только в столичных театрах».
Н. Бурмистрова – актриса разноплановая, характерная в лучшем понимании этого слова, как отмечает Н. Куркина. Кроме драматических, она создала на сцене целый ряд блестящих комедийных и даже сатирических образов, таких, например, как избалованная и капризная Поэма в комедии В. Минко «Не называя фамилий».
В своей книге «Путешествие во времени» актриса вспоминает, как рождался этот образ. «Автор пьесы Минко, приехавший к нам на премьеру, сказал, что из всех виденных им в других театрах Поэм я – лучшая, что такой очаровательной стервы он и представить себе не мог. Моей актерской задачей как раз и было совместить очарование и отрицательные качества этой девушки, то есть скомпрометировать мою «очаровательную» героиню».
А ее «чудесная Жермен» из спектакля «Шестой этаж», по определению великой Верико Анджапаридзе? Вместе с этой актрисой Бурмистрова выходила на сцену в спектакле «Деревья умирают стоя»…
Очень часто пишут о том, что Наталья Бурмистрова – неотъемлемая часть грузинской культуры, оставила в ней заметный след. Актрисе несколько раз предоставлялась возможность перебраться в столичный театр – БДТ, МХАТ, но онаосталась верной полюбившейся ей Грузии и ни разу не пожалела об этом.
И еще. Наталья Бурмистрова никогда не замыкалась в своей профессии. Была очень деятельной – в течение восьми лет выполняла миссию депутата Верховного совета СССР. Именно миссию, потому что к своим обязанностям депутата она никогда не относилась формально. Напротив, очень чутко откликалась на все просьбы избирателей… А ситуации бывали разные и часто требовали от Бурмистровой нестандартных решений, принципиальности.
Ее литературный дар
Такой Бурмистрова была всегда. Такой остается и сегодня. Судьба действительно не баловала ее. Достаточно перечитать ее книгу, чтобы убедиться в этом. Тяжелое детство, военная юность, трудности, лишения…
Бурмистрова прошла через войну, работала во фронтовом театре, помогала медперсоналу – делала перевязки, уколы. В то время очень увлеклась медициной… Была контужена, попав под бомбежку.
Но что бы ни происходило в судьбе Бурмистровой, в ней всегда жили сильный дух, оптимизм, любовь к окружающим, поразительное чувство юмора. Они не покидают ее и сейчас, когда по болезни актриса вынужденно рассталась с театром – главной любовью своей жизни. Но творческий дух неистребим, и он проявляется в ее ярких рассказах в кругу друзей. Это театр одного актера! Мы даже называем Наталью Михайловну Андрониковым в юбке. С устными рассказами она бы могла блестяще выступать на эстраде… Тем более что актрисе есть что вспомнить. Сколько интересных встреч, необыкновенных впечатлений, творческих радостей было в ее жизни!
У Бурмистровой выявился определенный литературный дар, который дал знать о себе сегодня – раньше просто времени не было: театр требовал полной самоотдачи, и Наталья Михайловна не могла думать ни о чем, кроме сцены. Когда мы сегодня говорим о ее литературных способностях, Наталья Михайловна вспоминает, что в школе писала сочинения для своих одноклассников, которые «расплачивались» с ней чем-нибудь съестным. «Это был мой первый в жизни бизнес. Я получала за услуги то яблоко, то хлеб с маслом!» А еще в военные годы писала письма для бойцов…
О своей книге воспоминаний «Путешествие во времени», Наталья Бурмистрова говорит так: «Это лишь верхняя часть айсберга. Мы были скованы предлагаемыми сроками, поэтому много интересного не вошло в нее».
Слушая рассказы актрисы, которые льются из нее как из рога изобилия, я постоянно с сожалением констатирую: и это могло войти в книгу, и это… Но дело, как говорится, сделано. Остается только мечтать о переиздании книги.
А Наталья Михайловна смеется:
– Если бы я рассказала тебе все, что видела, чувствовала, что случилось со мной в жизни, то книга наша разбухла бы до размеров Большой советской энциклопедии.
Кстати, ее имя вошло в Большую советскую энциклопедию.
Ее личная жизнь
Рассказы актрисы настолько занимательны, подчас интригующи, что я часто прошу ее: «Давайте напишем об этом!» Но она чаще всего отказывается: «Нет, это только для близких людей!» И повторяет: «Скромнее, скромнее!»
Наталья Бурмистрова не любит рассказывать об интимных сторонах своей жизни, уверена, что это должны знать только два человека – он и она.
Ей приписывали разнообразные романтические приключения. А она улыбается: «Да мне было просто некогда этим заниматься. А то немногое, что было, пусть останется моим секретом!» И спустя некоторое время предлагает:
– Могу рассказать о том, как во время войны мной очень увлекся украинец, капитан Василий Бондарь. Наше знакомство быстро оборвалось, но оставило след в моей душе… Через много лет во время декады грузинского искусства в Москве 1958 года после спектакля «Расточитель» у входа в театр нас с Игорем Злобиным поджидали двое – мужчина и женщина. С удивлением я узнала своего фронтового друга. Наша встреча была очень теплой.
Мы познакомились. Бондарь представил мне свою жену, я – мужа. Потом сказал, что у них растет дочь, которую он назвал в мою честь – Наташа… Я была очень тронута. Супруги пригласили нас на чашку чая, но время было позднее, и мы отказались…
Благодарю судьбу за то, что она подарила мне возможность близкого общения с Натальей Бурмистровой, человеком редкого обаяния и ясного ума. От нее многому учусь – прежде всего самообладанию, чувству юмора, творческому отношению к жизни. Каждое посещение актрисы – праздник. С Натальей Михайловной никогда не бывает скучно. Она умеет создать вокруг себя особое поле притяжения…