Автор: ИРИНА УЛЬЯНИНА
Сайт: People's History
Владлен Бирюков родился в селе Никоново Новосибирской области 8 марта 1942 года. Отца, погибшего на фронте, он так и не увидел. После окончания школы трудился на Бердском радиозаводе, где впервые «приобщился к искусству» — подался в кружок художественной самодеятельности, потому что его участников бесплатно пускали на танцы. В Новосибирское театральное училище поступил почти случайно. Приехав в город, увидел объявление о приеме и на спор с другом подал заявление... Это было в 1960 году, а спустя пять лет Владлен Бирюков сыграл одну из первых ролей в ТЮЗе — Ваську Пепла в горьковской пьесе «На дне». Сыграл так, что польский журнал «Край рад» поместил его фото с подписью «У этого человека большое будущее».
Его высочайшая востребованность в кино, редкая для провинциального артиста, совпала с такой же интенсивной занятостью в театральном репертуаре. В 1986 году вышла в прокат мелодрама «Молодая жена», после которой миллионы женщин влюбились в прямодушного красавца–вдовца, и в том же году в «Красном факеле» он играл брачного афериста Скамейкина в лирической комедии «Приятная женщина с цветком и окнами на север» по пьесе Эдварда Радзинского. Так играл, что всерьез пленял и партнершу Валентину Мороз, и зрительниц.
Владлена Бирюкова узнавали повсеместно, ассоциируя с Яковом Алейниковым из киноэпопеи «Вечный зов» — ролью, принесшей Госпремию СССР и настоящую славу. Когда «Красный факел» летал на фестиваль «Золотая маска» с чеховскими «Тремя сестрами», где он играл Чебутыкина, едва ли не все пассажиры рейса просили у Владлена Бирюкова автографы, а командир корабля вышел из кабины, чтобы пожать руку любимому артисту. Тот был взволнован, но не повышенным вниманием, а предстоящей встречей с единственной дочерью, зятем и внуками, встречавшими во Внуково. Мальчишкам знаменитый дед вез кассеты с записями передач, где читал сказки юным телезрителям. Мне он тогда рассказывал, сколько раз режиссеры уговаривали его переехать в Москву. «А я упрямый, упертый мужик. 25 лет провел в поездах и самолетах, мотаясь по съемочным площадкам, кажется, все здоровье там и оставил. Но не мог я бросить «Красный факел», все равно, что родину предать, понимаете?» — объяснял свой отказ Владлен Бирюков. Как не понять?
8 марта 2002 года состоялся юбилейный бенефис Владлена Бирюкова в «Красном факеле». Это было начало самого несчастливого периода в его судьбе. Ролей почти не осталось — один Городничий в «Ревизоре». Распределили репетировать в готовящейся премьере «Летят журавли», да он вскоре повздорил с режиссером Борисом Цейтлиным со свойственной ему прямотой и в непарламентских выражениях. Когда на проходной вывесили приказ «отстранить Бирюкова от роли», артист на нем написал: «Смерти моей хотите? Не дождетесь!». И прибавил непечатные фразы. С режиссерами у бунтаря Бирюкова, отстаивавшего свое видение образа, часто возникали столкновения. Внешне он ершился, но внутренне малейшие конфликты переживал глубоко и долго.
Почти весь последний год Владлен Бирюков тяжело болел. Не особенно упорно сопротивлялся недугу: то соглашался лечь в больницу, то самовольно прерывал курс лечения, поддавшись депрессии. И все–таки навещавшим его друзьям не жаловался, в минуты, когда боль отпускала, по–прежнему любил побалагурить.
Последняя его роль в кино в короткометражной ленте «Гордый варяг», снятой в 2004 году молодым режиссером Александром Трофимкиным, оказалась символичной. Бирюков играл старого шкипера, списанного на берег вместе с отслужившим свой срок судном. Его герой каждое утро надевал форму и драил палубу, латал двигатель, потому что человеку невозможно жить без дела.
Прощание с Владленом Бирюковым пройдет в понедельник в Доме актера с 10.00 до 14.00, затем его похоронят на Заельцовском кладбище.