Автор: Марк Хагеман
Сайт: Маленькая балетная энциклопедия
Статья: Биография
Элизабет Платель родилась в Париже 10 апреля 1959 г.
Одна из наиболее известных и любимых французких балерин последних двух декад 20-го века, Элизабет Платель воплощает для многих наиболее чистые и возвышенные качества французкой школы. Для других она остается одной из немногих истинных балерин своего поколения.
Элизабет Платель начала заниматься танцем случайно. Ее родители не имели никакого отношения к балету или театру, хотя ее мать немного танцевала в свое время. Да, как было вполне обычно в те годы - в середине шестидесятых - многим девушкам советовали брать уроки танца, чтобы улучшить фигуру или поправить здоровье. Элизабет Платель сначала поступила в консерваторию города Saint-Germain-en-Laye под Парижем, где приобрела твердую хореографическую и музыкальную базу, прежде чем ее педагог представила ее Кристин Вуссар (Christiane Vaussard), в прошлом этуали Парижской Оперы, а теперь - выдающегося профессора Парижской консерватории (Conservatoire National Supérieur de Musique). Кристин Вуссар немедленно взяла юную Платель под свое крыло и стала ключевой фигурой в ее развитии как танцовщицы.
Между 1971 и 1975 гг. Платель училась в Парижской Консерватории. По завершении курса она получила с первый приз, что позволило ей продолжить свое образование в балетном училище Парижской Оперы (L'Ecole de Danse de l'Opéra) в 1975-1976 гг. Влияние на ее образование также оказали Пьер Лакотт (Pierre Lacotte), работавший с ней в училище Парижской Оперы, и Раймон Франкетти (Raymond Franchetti), владелец студии, где начинающая танцовщица имела возможность наблюдать занятия профессиональных артистов, в том числе солистку Парижской Оперы Ноэллу Понтуа (Noëlla Pontois) и гастролера Рудольфа Нуриева.
В 1976 г. Элизабет Платель поступила в кордебалет Парижской Оперы . Ей было 17 лет. Ее положение в иерархии труппы быстро повышалось. В следующем году она была продвинута в корифейки, в 1978 г. она стала "сюже" и получила серебряную медаль в младшей группе на международном балетном конкурсе в Варне. В том же году она станцевала первые сольные партии в балетах Джорджа Баланчина (George Balanchine) "Дивертисмент № 15" ("Divertimento No. 15") и "Четыре темперамента" ("The Four Temperaments"). Баланчин, который всегда поддерживал плодотворные отношения с Парижской Оперой, стал одним из любимых хореографов Платель (она считала его "хореографом двадцатого века"), хотя никогда не имела возможности работать со знаменитым хореографом лично.
В 1979 г., в 19 лет, она была назначена первой солисткой.
В 1979 г. Морис Бежар (Maurice Béjart) выбрал Элизабет Платель для исполнения балета "Жизнь" ("Life") вместе с Жаном Бабиле (Jean Babilée). В следующем году она также исполнила роль Избранницы в бежаровской версии балета "Весна священная" ("Le sacre du printemps").
В 1981 г. Элизабет Платель начала готовить свою первую главную роль в большом классическом балете - "Сильфиде" ("La Sylphide") с Пьером Лакоттом, ее бышим педагогом. "Сильфида", эпохальная постановка 1832 г, которая принесла в балет романтический стиль и сделала Марию Тальони всемирно известной балериной, стала одной из самых значительных работ Платель в Парижской Опере.
В том же году она также выучила и исполнила ведущие партии в "Лебедином озере", "Пахите" и "Жизели". В результате ее дебюта в "Жизели" 23 декабря 1981 г. Платель получила звание "этуаль".
Когда Рудольф Нуриев был в 1981 г. приглашен в Парижскую Оперу для постановки своей версии балета "Дон Кихот", он выбрал Платель для исполнения партии Повелительницы Дриад. Нуриев часто давал молодым танцовщикам шанс выступить в его балетах. Для Платель это означало начало успешного творческого сотрудничества с Нуриевым, который, особенно после своего назначения директором балета Парижской Оперы (1983-1989), стал одной из наиболее важных фигур в ее карьере.
В 1983 г. Рудольф Нуриев поставил свой первый полнометражный балет в качестве директора балета Парижской Оперы - поздний шедевр Мариуса Петипа "Раймонда". Элизабет Платель исполнила заглавную партию на премьере, с Шарлем Жюдом (Charles Jude) в роли Жана де Бриена (позднее Элизабет Платель танцевала "Раймонду" с балетной труппой Большого театра как приглашенная артистка). В следующем году она стала первой исполнительницей роли Одетты-Одиллии в новой нуриевской постановке "Лебединого озера" в Парижской Опере. Главная роль в "Лебедином озере" является ее наиболее часто исполняемой партией. Нуриев также доверил ей исполнение главных ролей в его версиях "Спящей красавицы" (1989 г) и "Баядерке", его последней работе для Парижской Оперы (партия Гамзатти - 1992 г.; позднее она также станцевала Никию). Существует телеверсия балета "Баядерка", где Платель исполняет роль Гамзатти.
За время работы в Парижской Опере Платель станцевала большую часть обширного и богатого репертуара труппы. Кроме уже упомянутых хореографов она также выступала в балетах Лифаря (Lifar), Роббинса (Robbins), Мак-Миллана (MacMillan), Форсайта (Forsythe), Николаса (Nikolaïs), Чайлдса (Childs), Эрмитажа (Armitage), Ван Манена (van Manen), Ван Данцига (van Dantzig) и Ноймайера. Особенно плодотворным и длительным было ее сотрудничество с Джоном Ноймайером (John Neumeier) начавшееся в 1980 г., когда Платель, еще будучи первой солисткой Оперы, выступила в его балете "Вацлав" ("Vaslaw"). Позднее она также танцевала в его балетах "Magnificat", "Щелкунчик", "Сон в летнюю ночь", "Сильвия". Ноймайер является одним из немногих хореографов, которые работали с Платель на протяжении всей ее карьеры. Вместе с Петипа (главным образом в редакциях Нуриева) и Баланчиным Джон Ноймайер является одним из любимых хореографов Платель.
9 июля 1999 г. состоялось последнее выступление Элизабет Платель в качестве этуали Парижской Опере - в балете "Сильфида".В соответствии с правилами Оперы женщины-этуали оставляют сцену в возрасте 40 лет (мужчины-этуали - в 45 лет). В этом спектакле она выступила с двумя своими любимыми партнерами - Николя Ле Ришем (Nicolas Le Riche) и Мануэлем Легри (Manuel Legris), которые танцевали партию Джеймса в 1-м и 2-м актах соответственно.
После своего официального ухода из Парижской Оперы Элизабет Платель выступала в качестве приглашенной звезды как в Опере, так и в других театрах в разных странах мира. 21 и 22 апреля 2001 г. Элизабет Платель вместе с группой танцовщиков Парижской Оперы выступила в Москве, на сцене Кремлевского Дворца, где исполнила со своим партнером Яном Саезом (Yann Saïz) па-де-де Чайковского-Баланчина и па-де-де из "Дамы с камелиями" Дж. Ноймайера.
Элизабет Платель выступала как приглашенная артистка в Английском королевском балете в Лондоне ( Royal Ballet (London)), Датском королевском балете (Danish Royal Ballet), Балете Гамбурга (Hamburg Ballet), Балете Венской Оперы (Ballet of the Vienna Opera), Балете Берлинской Оперы (Ballet of the Berlin Opera), Национальном балете Финляндии (National Ballet of Finland), Большом театре (Bolshoi Ballet), Мариинском театре (Kirov Ballet), Королевском балете Новой Зеландии (Royal New Zealand Ballet), Большом балете Канады (Les Grands Ballets Canadiens), Муниципальном театре Рио-де-Жанейро (Municipal Theatre in Rio de Janeiro).
Элизабет Платель перенесла в Рио-де-Жанейро балет Сержа Лифаря "Сюита в белом" ("Suite en Blanc" ) в 1996 г. и "Сильфиду" Пьера Лакотта в 1997 г.
Награды Элизабет Платель:
1982: Приз Лоуренса Оливье за выдающиеся достижения в области балета (Laurence Olivier Award for Outstanding Achievement of the Year in Ballet ) за исполнение главной партии в балете "Сильфида".
1983: Награда театров Вест-Энда в Лондоне (West End Theatres Award (London)).
1998: Приз имени Леонида Мясина (Prix Massine).
1999: Приз " Бенуа де ля данс " (Benois de la Danse).
Элизабет Платель также является кавалером ордена Литературы и Искусства (" Chevalier des Arts et Lettres ") и ордена Почетного Легиона (" Chevalier de la Légion d'Honneur ").
С Элизабет Платель существуют следующие видеозаписи :
"Свадебка" ("Les Noces"), Парижская Опера (1990), Невеста.
"Классическое па-де-де " ("Grand Pas Classique") (1993) (Нина Ананиашвили и международные звезды, ч. III).
"Дон Кихот" ("Don Quixote "), вариация из III акта (1993), (Нина Ананиашвили и международные звезды, ч. IV).
"Баядерка" (" La Bayadère "), Парижская Опера (1994), Гамзатти.
"Видение розы ", (М. Фокин), Девушка (1978).
"Дивертисмент №15" ("Divertimento No. 15") (Дж. Баланчин), солистка (1978).
"Четыре темперамента" ("The Four Temperaments") (Дж. Баланчин), третья часть (1978).
"Мещанин-дворянин" ("Le Bourgeois Gentilhomme ") (Дж. Баланчин), па де де (1979).
"Жизнь" ("Life") (М. Бежар), солистка 1979.
"Serait-ce la mort ? " (М. Бежар), солистка 1979.
"Спящая красавица" (Петипа, постановка Алонсо), Фея Сирени (1979).
"Schema " (Николас), солистка (1980).
"Весна священная" ("Le sacre du printemps ") ( М. Бежар), Избранница (1980).
"Вацлав" (" Vaslaw ") (Дж. Ноймайер), (1980).
"Жизель" (Петипа, Коралли, Перро, постановка Алонсо), Мирта (1980).
"Сильфида" ("La Sylphide") (Ф. Тальони, постановка П. Лакотта), Сильфида (1981).
"Лебединое озеро" (Петипа, Иванов, постановка В. Бурмейстера), Одетта-Одиллия (1981).
"Жизель" (Петипа, Коралли, Перро, постановка Алонсо), Жизель (1981).
"Пахита" ("Paquita") (Петипа, постановка Виноградова), Пахита (1981).
"Дон Кихот" (Петипа, постановка Нуриева), Повелительница дриад (1981).
"Три прелюда" ("Three preludes") (Стивенсон), солистка (1981).
"Le chant du rossignol " (Л. Мясин), Соловей (1981).
"Спящая красавица" (М. Петина, Б. Нижинская, постановка Р. Хайтауэр), принцесса Аврора (1982).
"Voluntaries" (Тетли), солистка (1982).
"Серенада" ("Serenade") (Дж. Баланчин), солистка (1982).
"Па-де-катр" ("Pas de quatre ") (А. Долин), Люсиль Гран (1982).
"Раймонда" (Петипа, постановка Р. Нуриева), Раймонда (1983).
"Дон Кихот" (Петипа, постановка Р.Нуриева), Китри (1983).
"Агон" ("Agon") (Дж. Баланчин), па де де (1983).
"Баядерка" ("La Bayadère"), III акт ("Царство теней") (М. Петипа, постановка Нуриева - Английский королевский балет, Лондон), Никия (1984).
"Марко Спада" ("Marco Spada") (Ж. Мазилье, постановка П. Лакотт), Marquise (1984).
"Скрипичный концерт" ("Violin Concerto") (Дж. Баланчин), солистка (1984).
"Карнавал" ("Carnaval") (М. Фокин), Эстрелла (1984).
"Premier Orage" (Чайлдс), солистка, первая исполнительница (1984).
"Лебединое озеро" (М. Петипа, Л.Иванов, постановка Р. Нуриева), Одетта-Одиллия (1984).
"Копелия " ("Coppelia ") (Скуратов, балет Бордо), Сванильда (1985).
"Хрустальный дворец " ("Palais de Cristal " ("Symphony in C ")) (Дж. Баланчин), вторая часть (1985).
"Concerto Barocco ", (Дж. Баланчин), солистка (1985).
"Before Nightfall" (Christie), солистка (1985).
"Сиреневый сад " (" Jardin aux Lilas ") (А. Тюдор), Каролина (1985).
"Song of the Earth"(К. Мак-Миллан), солистка (1985).
"Сомнамбула " ("La Sonnambula") (Дж. Баланчин, балет Нанси), Сомнамбула (1985).
"Sonate à trois " (М. Бежар), солистка (1986)
"Манфред" ("Manfred"), (Р. Нуриев), Графиня (1986).
"Золушка" ("Cinderella"), (Р. Нуриев), Золушка (1986).
"Grosse Fugue" (Ван Манен), солистка (1986).
"Аполон Мусагет" ("Apollo"), (Дж. Баланчин), Терпсихора (1987).
"Symphony in Three Movements" (Дж. Баланчин), солистка (1987).
"Sans Armes Citoyens! " (Ван Данциг), Woman of the people (1987).
"Magnificat " (Ноймайер), солистка, первая исполнительница (1987).
"Сюита в белом " (" Suite en blanc "), (С. Лифарь), солистка (1987).
"Четыре последние песни " (" Four Last Songs ") (Ван Данциг), солистка (1987).
"Les anges ternis " (Эрмитаж), солистка, первая исполнительница (1987).
"Этюды" ("Etudes"), (Х. Ландер), солистка (1988).
"In the Middle, Somewhat Elevated" (Форсайт), солистка (1988).
"Собор Парижской богоматери " (" Notre-Dame de Paris "), (Р. Пети), Эсмеральда (1988).
"Спящая красавица" (М. Петипа, постановка Р. Нуриева), принцесса Аврора (1989).
"Les Présages " (Л. Мясин), солистка (1989).
"В ночи" ("In The Night"), (Дж. Роббинс), солистка (1989).
"Блудный сын " ("Le Fils prodigue "), (Дж. Баланчин), Соблазнительница (1989).
"Sinfonietta " (И. Килиан), солистка (1990).
"Свадебка" ("Les Noces"), (Б. Нижинская), Невеста (1990).
"Вариации" ("Variations") (С. Лифарь), 1-я вариация(1990).
"Сон в летнюю ночь" ("A Midsummer Night's Dream"), (Дж. Ноймайер), Титания (1991).
"Лани " (" Les Biches "), (Б. Нижинская), chanson dansee "la Garconne " (1991).
"Glass Pieces" (Дж. Робинс), солистка (1991).
"Танцы на вечеринке" ("Dances at a Gathering"), (Дж. Роббинс), солистка (1991).
"Дама с камелиями " (" La dame aux camélias ") (Дж. Ноймайер, Гамбургский балет), Маргарита (1992).
"Баядерка " (" La Bayadère "), (М. Петипа, постановка Р. Нуриева), Гамзатти (1992).
"Комедианты " (" Les forains "), (Р. Пети) (1993).
"Щелкунчик" ("The Nutcracker"), (Дж. Ноймайер) (1993).
"Тиль Уленшпигель" ("Till Eulenspiegel") (В. Нижинский) (1994).
"Баядерка " (" La Bayadère "), (М. Петипа, постановка Р. Нуриева), Никия (1995).
"Рапсодия" ("Rhapsody"), (Ф. Аштон), солистка (1996).
"Allegro brillante ", (Дж. Баланчин), солистка (1996).
"Сильвия " (" Sylvia "), (Дж. Ноймайер), (1997).
Источники :
* Elisabeth Platel, by Monique Babsky, in : International Dictionary of Ballet, volume II, 1993.
* Press material of the Paris Opera.
* Platel tire sa révérence. La reine Elisabeth. Interview with Elisabeth Platel, in: Danser, juin 1999.
* Interview with Elisabeth Platel by Marc Haegeman, in: Ballet Alert, October 1999.