Автор: Юлия Дягилева
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Танцы на грани жизни
— Вот у музыканта, который играет Моцарта, никому же не приходит в голову спросить: а вы католик или нет? А у меня постоянно спрашивают, буддистка ли я. Я совершенно европейский человек, я христианка. Мне говорят, как это ты не любишь Индию, но мне, действительно все равно, я ее не пропагандирую, моя задача — нести людям Знания.
Тысяча долларов за танец
— Милана Северская — это псевдоним? От него несильно веет жаркими странами.
— Не псевдоним. Папа дал мне такое имя — Милая Анна. А Северская — фамилия моего родного дедушки. Я знаю, что существовал Северский полк, участвовавший в войне 1812 года. Князь Игорь, оказывается, звался Северским.
— Откуда появилась мысль заняться индийскими танцами, под влиянием популярных индийских кинофильмов, а может, прадедушка у вас индус?
— Прадедушка у меня православный священник, хотя определенная связь есть: индийский храмовый танец — это форма молитвы. Желание танцевать возникло из ниоткуда, это случилось еще в школе. Долго занималась у одной преподавательницы, а спустя несколько лет упорных занятий посмотрела видеозапись танцев в исполнении индийских танцовщиц и обнаружила, что все то, чему я училась, было абсолютно непрофессионально. И тогда я поехала на поиски учителей в Москву.
— Нашли, что хотели?
— Нет. Я чувствовала, что от танца мне нужен не просто танец, а много больше. Моя московская учительница не могла мне в этом помочь, но посоветовала отправиться в Индию, в частную школу в Мадрасе. Самую лучшую, но невероятно дорогую. Выучить один танец там стоит от 300 до 1000 долларов, а в программу танцовщицы, в зависимости от стиля, входит до семи танцев. Я хотела учиться, денег же не было вообще. Тогда поехала в Индию в паломничество, с мыслью о своем желании. И по возвращении все устроилось волшебным образом: деньги мне просто подарили.
Не могу танцевать для идола
— Ну в Индии-то сбылись все мечты и желания?
— Не совсем, несмотря на то, что ездила я туда пять раз. Если там, где училась, кроме техники взять было нечего, я уходила. Сам по себе индийский танец мне не интересен. Я не могу танцевать, просто прославляя какого-то пузатого идола. Мне должен быть понятен смысл каждого движения, я должна прожить жизнь героя на сцене и станцевать так, чтобы люди в него поверили.
— Вы, наверное, были лучшей ученицей с таким подходом?
— Некорректный вопрос. В последней школе, где я училась, я была единственная белая. Меня нельзя было ни с кем сравнивать, я обучалась очень быстро, интенсивно, времени было мало. За короткий срок я взяла максимально, что смогла: танец, йогу, боевые искусства, пение.
— А что собой представляет индийская школа боевых искусств?
— Индийское боевое искусство — родоначальник всех боевых искусств, китайцы своему мастерству научились у индийских учителей. Но ни один учитель не выехал за пределы Индии, потому данное искусство не стало коммерческим.
Забудьте, что это Индия
— А в нашей стране не относятся к вашему творчеству просто как к экзотике?
— А это неважно. На моих концертах никогда не было пустых залов. Сейчас делаю свою авторскую программу: не отходя от канона, создаю интерпретацию. Но забудьте, что это Индия, это не Индия, это некое древнее искусство, в котором в движении, в музыке заложены знания. А моя миссия — найти язык этого древнего искусства и, не популяризируя, сделать его доступным современному зрителю. Это безумно сложно, при условии, что я русская, а танец, условно говоря, индийский.
— Что значит «условно говоря»?
— :Честно сказать, я не знаю, как называть эти танцы. Я провела исследование и пришла к выводу, что это не индийские танцы. В Индию на хранение они попали из Египта. Как они оказались там, можно только предполагать. Это настолько совершенная и мудрая система, ее не могли придумать люди. Только эти танцы содержат симметричные позы, красивые диагонали, точные геометрические линии. Чистая математика.
Монашка в миру
— Что же за знания вы даете, исполняя танец?
— Сложный вопрос. Я следую четким канонам, и через меня, как через проводник, дается скрытая мудрость. Но каноны предусматривают не только как танцовщица должна танцевать, но и как она должна жить. Вот я, например, живу подобно монашке в миру, со многими ограничениями. Это сложнее, чем жить в монастыре, где ты не сталкиваешься постоянно с мирским, тебя ничто не отвлекает. Такое состояние души и сознания и дает возможность создавать нужное ощущение на концертах. Каждое выступление — это прохождение через смерть, я никогда не знаю, выживу ли после. Я сжигаю себя на сцене дотла, иду на это сознательно, потому что по-другому не могу. Например, после последнего выступления у меня была температура 42 С , я просто лежала и умирала. Но мне нравится так жить, когда жизнь подчинена какой-то глобальной цели.
Странное слово «дружба»
— Вы одна в семье такая удивительная?
— Семьи у меня, вообще, нет, я всегда была сама по себе.
— Ну и как вам жилось самой по себе?
— Хорошо, одиноко.
— У вас есть друзья?
— Нет, я вообще не понимаю, что значит слово «дружба». Я считаю, что люди вступают во взаимоотношения, чтобы помочь друг другу на определенном этапе.
— А как вы строите свою жизнь?
— Ни на что не надеюсь и ничего не жду. Делаю то, что могу на сегодняшний день. У меня в Петербурге своя школа Индийских традиционных искусств. Преподавать я уже, правда, не хочу, но учеников тоже бросить не могу. По большому же счету не привязана ни к чему. Долгие годы я шла к пониманию, что должна делать. Если приду к пониманию, что сделала все, что смогла, перестану этим заниматься без сожаления.