Сайт: Musicals.ru
Статья: Биография
Дата публикации: 00.00.0000
Зрители помнят имена актеров, режиссеров и авторов спектаклей, но мало кто обратит внимание на имя художника по декорациям, а если и обратит, то оно вскоре выветрится из памяти. Особенно, если оно такое распространенное, как Джон Нэйпьер (не путать с известным средневековым математиком!).
А между тем, Джон Нэйпьер — одна из самых известных фигур мира современного английского театрального дизайнерского искусства. Он занимался изобразительным искусством, в основном скульптурой, в Художественном Колледже Хорсни (Horsney College of Art). Создание скульптур показалось для него слишком абстрактным занятием, и он отправился изучать театральное декораторское искусство в Центральной Школе Искусства и Ремесел (Central School of Arts and Crafts), на курс, который вел Ральф Колтай (Ralf Koltai). Его первой работой стал спектакль "A Song", поставленный в Лестере в 1967 году. Вскоре Нэйпьер, вместе со своим близким другом, будущим известнейшим британским режиссером Тревором Нанном (Trevor Nunn), прочно обосновался в Королевской Шекспировской Компании (Royal Shakespeare Company, RSC). Там они поставили вместе множество спектаклей, среди которых — "Макбет" с дамой Джуди Денч (Judy Dench) и сэром Яном МакКелленом (Ian McKellen) в главных ролях, "Питер Пен" ("Peter Pan"), "Николас Никльби" ("Nicholas Nickleby"), принесший Нэйпьеру награду Тони, и многие другие постановки. Первые работы художника еще не отличались тем характерным для него размахом, каким он прославился позже. Они, напротив, были очень скромными, практически минималистскими.
Нэйпьер работал также с другой театральной труппой — Королевским Национальным Театром (Royal National Theatre). Он оформлял постановку "Equus" Питера Шэффера (Peter Shaffer), которая затем была успешно сыграна и за пределами Великобритании, а в 1993 году — спектакль "Trelawny of the 'Wells'". Джон Нэйпьер также разрабатывал декорации для оперных спектаклей "Лоэнгрин" и "Макбет" Королевского Оперного Театра (Royal Opera House), сотрудничал с Метрополитен Опера. Деятельность Нэйпьера не ограничивалась одним театром: он оформлял видео Майкла Джексона "Captain EO", участвовал — не только как художник по декорациям, но и как второй режиссер — в создании спектакля "Шоу Зигфрида и Роя" ("Siegfried & Roy show"), поставленном в Лас-Вегасе. Кроме того, Джона Нэйпьера привлекли в качестве консультанта в фильм Стивена Спилберга "Капитан Крюк" ("Hook") — он помогал создать волшебный мир острова Нетинебудет, таким образом уже второй раз обратившись к неувядающей сказке о Питере Пене. В кино его приглашают работать довольно часто, но здесь он занимает принципиальную позицию: "Если я буду работать в кино, там должны быть задействованы интересные люди и хороший сценарий. Большинство сценариев, которые мне присылают — полная ерунда. Кроме того, за дизайнерскую работу в кино платят не так много, как вы думаете".
Но, несомненно, мировую известность принесли Джону Нэйпьеру постановки мюзиклов. В 1981 году к нему пришел Тревор Нанн, только что получивший от композитора Эндрю Ллойд-Уэббера предложение поставить его новый мюзикл "Cats", основанный на "кошачьем цикле" стихов Томаса Стернза Элиота. Нанн пребывал в сомнениях по этому поводу и решил спросить совета у приятеля, а заодно и узнать, не возникнет ли у того идей по поводу оформления подобного спектакля. Идеи возникли тут же: Нэйпьер предложил устроить на сцене большую помойку. Предложение Ллойд-Уэббера было принято, и работа началась.
Джон Нэйпьер вложил множество сил и средств в то, чтобы создать "огромную игровую площадку для кошек". По его замыслу, зрители должны были наблюдать спектакль именно с кошачьей точки зрения, поэтому все предметы, "валявшиеся" на "помойке" были таких размеров, какими их воспринимают кошки. Кроме того, Нэйпьеру понадобилась особая круглая сцена и особая форма зала, для чего сначала был с трудом найден, а затем даже переделан Новый Лондонский театр (New London theatre), до этого служивший телестудией, а теперь знакомый каждому жителю Лондона как главное прибежище "Кошек" в городе. Вместе с художником по свету Дэвидом Херси (David Hersey) Нэйпьер создал ночной кошачий мир, освещенный луной, отражающейся во вспыхивающих то тут, то там кошачьих глазах. Он также занимался разработкой костюмов и грима для самих "кошек". Когда "Кошки" собрались перекочевать на Бродвей, оказалось, что там нет для них подходящего театра. Тем не менее, этот мюзикл сулил хорошие сборы, поэтому театр Зимний Сад (Winter Garden) был отдан художнику в полное распоряжение — и никто об этом с тех пор не пожалел. "Кошки" продержались на Бродвее рекордно долгий срок, а Нэйпьер получил за работу над этим спектаклем премию Тони.
Эндрю Ллойд-Уэббер, вероятно, был, очень доволен постановкой "Кошек", так как в следующий его проект пришла старая команда: Тревор Нанн — Джон Нэйпьер — Дэвид Херси. Этот мюзикл – "Звездный экспресс" (Starlight Express") – был одним из самых необычных с визуальной стороны спектаклей за всю историю театра. Действующими лицами в нем были локомотивы и вагоны, и режиссер решил, что актеры будут исполнять свои партии, стоя на роликовых коньках. Задачей художника было создать костюмы, которые напоминали бы поезда и людей одновременно – и при этом исполнители должны были в них свободно и быстро перемещаться! С помощью Лиз да Коста (Liz Da Costa) были созданы красочные, блестящие костюмы, в которых актеры становились похожими на роботов-трансформеров. Костюмы оказались очень тяжелыми, и, вероятно, исполнители разных поколений не раз проклинали художника. Сам Нэйпьер говорит, что терпеть не может делать костюмы, но те, кто предлагает работу, обычно предпочитают, чтобы и костюмами, и декорациями занимался один художник – и поэтому приходится идти навстречу этим пожеланиям. Тем не менее, cтрадания Нэйпьера окупились: именно дизайн по костюмам принес спектаклю "Starlight Express" единственную его награду — Тони, после того, как он был поставлен на Бродвее. Теперь же дизайном по театральным костюмам занимается его дочь — Элайза, и они часто работают над спекталями вместе.
Создавая новый — на этот раз железнодорожный — мир, Нэйпьер, по старой привычке, даже с еще большим размахом, полностью перестроил изнутри еще один театр, выбранный специально для постановки "Звездного экспресса" — Аполло Виктория (Apollo Victoria theatre). На перестройку театра по инициативе художника было затрачено 1 400 000 фунтов стерлингов, тогда как весь бюджет спектакля составлял 2 миллиона фунтов (рекордная сумма для постановки мюзикла в то время). Декорации представляли собой многоярусные гоночные дорожки (во время сцен гонок автоматически поднимались специальный прозрачные стенки, чтобы предотвратить возможность несчастного случая). Огромный (весом в 5,5 тонн) мост то повисал над сценой, то разводился. Одно из колец гоночной трассы проходило прямо по залу — и внутри этого кольца также были места для публики. Два других гоночных кольца опоясывали амфитеатр и балкон, так что все зрители были вовлечены в захватывающее представление. По бокам сцены висели огромные телеэкраны, которые показывали, что происходит внутри туннелей во время гонок. Идею этих декораций подала Нэйпьеру одна из площадок, на которой проходили прослушивания актеров – полукруглый парк, где дети катались на роликах.
Затем дружная команда Тревор Нанн — Джон Нэйпьер — Дэвид Херси перешла в другой лагерь — они занялись постановкой мюзикла новичков британской сцены – Бублиля (Boublil) и Шонберга (Schonberg). Постановка "Отверженных" ("Les Miserables"), осуществленная при участии Королевского Шекспировского Театра, стала сенсацией. Сам Джон Нэйпьер говорит, что, как правило, он очень быстро разочаровывается в своих работах, после того, как спектакль уже поставлен. "Обычно через полгода после выхода спектакля в свет мне стыдно признаваться, что я над ним работал". Но "Отверженные" это единственная работа, которая нравится ему по-прежнему. Когда шоу было поставлено на Бродвее, Нэйпьер получил за него награду Тони. Для одного из популярнейших мюзиклов XX столетия он создал баррикады, которые воздвигались на сцене, благодаря сложному механизму. Вообще, декорации Джона Нэйпьера известны своими масштабами и технической сложностью. Художник даже жалуется: "Режиссеры привыкли считать: 'большое шоу, достаньте Джона!' Но мне нравятся и небольшие спектакли."
Тем не менее, именно за большие спектакли его ожидали большие награды. Следующей его работой стал новый мюзикл Бублиля и Шонберга — "Мисс Сайгон" ("Miss Saigon"). Бордель в Сайгоне, шумные улицы Бангкока, и, конечно, знаменитый на весь мир вертолет в 75 % натуральной величины (не путать с бомбардировщиком из "Норд-Оста" — кстати, создатель последнего честно признается, что идея была заимствована именно из "Мисс Сайгон"), лимузин, возникающий в "Американской мечте" Инженера, который был точной копией лимузина, принадлежавшего в то время королевской семье Тайланда... Нэйпьер снова работал с художником по свету Дэвидом Херси, и этот дуэт вновь был на высоте. Правда, на этот раз режиссером был не Нанн.
Впрочем, вскоре Нэйпьер воссоединился с Нанном — для постановки мюзикла "Бульвар Заходящего Солнца" ("Sunset Boulevard"). На этот раз из творческогой группы выпал Дэвид Херси. Со времен "Мисс Сайгон" эта великолепное трио так и не собиралось вместе. Тем не менее, они оставались друзьями. Джон Нэйпьер очень ценит отношения, возникающие в процессе совместного творчества. "Почти все, с кем я непосредственно работал над спектаклем, становились потом моими друзьями на всю жизнь", — отмечает он.
В спектакле "Бульвар Заходящего Солнца" художнику по декорациям был предоставлен полный простор для творчества, и, конечно, первое, что приходит всем в голову (и от чего многие актеры и технические работники сцены хватаются за голову): знаменитая лестница в доме Нормы Дезмонд. Она доставила всем множество неприятностей, и все же она произвела потрясающее впечатление на публику и знатоков и принесла художнику еще одну награду Тони.
Затем была новая версия мюзикла "Мартин Герр" ("Martin Guerre") Бублиля и Шонберга. Там Нэйпьер создал сцену пожара, в которой языки пламени как бы застыли в воздухе. Правда, мюзикл был не очень успешным и закрылся довольно быстро для мюзикла этих избалованных славой авторов. Потом последовала новая постановка мюзикла "Иисус Христос — Суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar") в Лондоне, тоже шедшая недолго. Здесь Нэйпьер создал интересный "эффект присутствия": кресла зрительного зала по мере приближения к сцене становились как бы все более и более "обшарпанными", пока красно-золотой зал полностью не перетекал в сцену времен древней Иудеи. Сами же декорации были довольно простыми.
Нэйпьер также создал необычные декорации для мюзикла "Джейн Эйр" ("Jane Eyre"; они очень понравились Клоду-Мишелю Шонбергу, хотя сам мюзикл он оценил как средний), а в 2001-2002 году в Национальном Театре был поставлен знаменитый мюзикл Роджерса (Rodgers) и Хаммерстайна (Hammerstein) "Юг Тихого Океана" ("South Pacific"). Режиссером был Тревор Нанн. По поводу этого спектакля художник заметил: "Не так уж много можно сделать с "South Pacific"… Там только пальмы и аллеи".
Сейчас Джон Нэйпьер мог бы почить на лаврах. "Кошки", "Звездный экспресс", "Отверженные" и "Мисс Сайгон" сделали ему состояние. Но пока, вместо того, чтобы удалиться в свой новый дом в Саут Даунс (South Downs) на покой, он продолжает работать и отдыхать пока не собирается. Кто знает, может, когда-нибудь, он еще создаст декорации для нового мирового мюзикла?