Сайт: Русский Биографический Словарь
Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему, был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководством сперва А. Радига , а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера. Уткин быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах. Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н.А. Муравьева и большой эстамп "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне", с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париж он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россией, живя, как пленник, под полицейским надзором. В этот период времени им исполнены гравюры: "Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои", с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: "Musee Francais", и превосходный портрет князя А.Б. Куракина . Первое из этих произведений было выставлено в парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотой медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики. Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил Уткину, по его возвращении в 1814 г. в Санкт-Петербург, звание академика. По смерти Клаубера, в 1817 г. Уткин занял его место как в академии, так и в Императорском Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем затем году, за портрет Суворова , академия произвела его в советники, из которых, за уничтожением этого звания в 1831 г., он был переименован в профессоры. В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 рублей в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, "Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду", с оригинала В. Боровиковского , а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее, чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А.Н. Оленина и графа С.С. Уварова . Это была самая блестящая пора деятельности Уткина, упрочившая его знаменитость: академии стокгольмская (в 1820 г.), антверпенская (в 1827 г.) и дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Императорская Академия, в 1840 г., почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец Уткина стал слабеть. В 1845 г., уже 65-летний художник принялся за гравирование картины В. Шебуева : "Обедня святого Василия Великого", и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф.И. Иордану . В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Уткина, при чем академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого Уткина уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино "Святое Семейство", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшей в 1863 г. - Всех произведений Уткина насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. Уткину неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к системат
ичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов, - гравировал иначе лица, иначе бархат, шелк и прочие аксессуары, при чем, в лучшую свою пору, достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок, блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, - таковы достоинства важнейших из произведений Уткина. В лице его русское искусство имело не только высоко даровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом.