Сайт: Rambler.ru (Люди года)
В 2005 году бизнесмен и коллекционер Максим Викторов приобрел на аукционе "Сотби" скрипку Никколо Паганини работы Карло Бергонци. В прессе приобретение Викторова назвали ключевым событием года. На том основании, что крупная культурная ценность пересекла границы нашей страны. Что-то подобное происходило пару лет назад, когда Виктор Вексельберг купил пасхальные яйца работы Фаберже. Говорили, что он сделал это в интересах государства, даже ставили в пример. Хотя в обоих случаях речь идет о приобретении шедевра в частную собственность.
Для Максима Викторова скрипки - это страсть, а не способ заработать денег. Он уверен, что скрипка - абсолютная вещь: "Ее невозможно усовершенствовать, как лазерный скальпель или самолет. Здесь человеческий гений достиг пика своего развития...".
Максим Валерьевич Викторов родился 22 июня 1972 года в Москве. В 1997 году с отличием окончил юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Максим Викторов является управляющим партнером юридической фирмы "Группа правовых исследований", а по совместительству возглавляет попечительский совет Фонда скрипичного искусства. Новая скрипка Викторова прозвучала 1 декабря в Большом зале консерватории на закрытии Московского международного конкурса имени Паганини, который уже несколько лет проводится при поддержки Фонда Викторова.
Карло Бергонци сделал на своем веку совсем немного инструментов, но все они поистине великие. Не случайно музыкальный мир включает его в "триумвират" величайших скрипичных мастеров. Наряду со Страдивари и Гварнери Джузеппе-Антонио по прозванию дель Джезу. Если звук Страдивари специалисты называют "звездным", а звук Гварнери, наоборот, "бездонным", то в скрипках Бергонци присутствуют обе ипостаси. Как известно, у Никколо Паганини было несколько скрипок. Викторов задался вопросом - на каком именно инструменте Паганини покорил весь мир, прежде чем получил в свои руки знаменитую "дель Джезу", которая сейчас хранится в Генуе? Ту самую скрипку Гварнери, которая не "ломала" звук даже при титаническом нажиме смычка? Прежде чем скрипка Гварнери попала в руки к Паганини, он уже успел стать скрипичным королем. И в этом была немалая заслуга инструмента, которым он пленял сердца публики. Эту самую скрипку и купил на аукционе Сотби Викторов. Если в Генуе хранится скрипичная "вдова" великого музыканта, которую итальянцы берегут как зеницу ока, то в Москве теперь поселилась первая "жена" маэстро. Это дорогого стоит.
Цена победы Викторова - 579,9 тысячи английских фунтов, или чуть более одного миллиона долларов. Теперь в коллекции уникальных инструментов Викторова уже пятнадцать скрипок известных мастеров. Большей частью собрание хранится в Москве, в специальных банковских сейфах, где поддерживается нужная температура и влажность.
Но Максим Викторов стремится поделиться своим шедевром со всеми. И потому он открыл для культурной общественности экспозицию скрипки в Пушкинском музее. По словам Викторова, концертная жизнь скрипки Бергонци не закончится, а только начнется.
Фонд скрипичного искусства, который Викторов активно опекает, помогает студентам, рассылает посылки с нотами в отдаленные музыкальные школы России и проводит скрипичный конкурс.
Скрипки любят, чтобы ими восхищались, им нужно звучать. Поэтому Викторов предоставляет редкие скрипки из своей коллекции даже студентам консерватории. Сейчас как российские, так и иностранные граждане, обратившиеся в Фонд скрипичного искусства, имеют возможность получить инструмент на время.
По мнению Максима Викторова, русская скрипичная школа жива: "Правда, консерваторские профессора уходят от нас. Не так, как в 1918 году, когда профессор Ауэр уехал со своим классом в США. Они уходят навсегда", - говорит Викторов: "Однако остается молодежь, которую они воспитывали. Генерировать русскую национальную школу - в том числе и моя задача. Скрипичный фонд, председателем попечительского совета которого я являюсь, и конкурс имени Паганини ставят своей целью возрождение ее традиций".